Oops, I did it again-10

Точнее, конечно, 9½, потому что не роман, а повесть (хоть и здоровенная, почти 11 а.л., 66 тысяч слов).
Фантастический детектив, придуман в ноябре 2016 как молодежная приключенческая история (листов на пять), отталкивающаяся от совсем подростковой повести «Это просто игра», начат в прошлом декабре, остановлен, перепридуман и начат заново в феврале.
Где бы мы ни были семь лет назад, теперь мы здесь.

100 великих фильмов XXI века

«Кинопоиск» попросил две сотни экспертов назвать по десять самых важных, на их взгляд, фильмов нашего века — и выбрал сотню самых-самых, попросив их номинаторов обосновать выбор.
Мой список выше, а комментарий можно найти здесь (порядковый номер фильма, я уверен, выпал статистически случайно).

Книжная полка Шамиля Идиатуллина

По просьбе «Букмейта» я подготовил кратенький список любимых книг, почему-то влезший на полку сервиса только пятой частью (современной отечественной).
Выложу полную версию здесь.

I. Вне категорий
1. Владимир Богомолов. «Момент истины». «Иван»
2. Михаил Булгаков. «Собачье сердце». «Белая гвардия». «Мастер и Маргарита»
3. Ивлин Во. «Мерзкая плоть». «Пригоршня праха». «Сенсация»
4. Георгий Данелия. «Кошмар на цыпочках»
5. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»
6. Джозеф Редьярд Киплинг. Рассказы
7. Юрий Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (трилогия)
8. Виктор Конецкий. «Вчерашние заботы». «За доброй надеждой». Рассказы
9. Владислав Крапивин. «Колыбельная для брата», «Голубятня на желтой поляне»
10. Льюис Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес». «Алиса в Зазеркалье»
11. Станислав Лем. «Маска». «Насморк». «Фиаско».
12. Харпер Ли. «Убить пересмешника»
13. Улле Маттсон. «Бриг «Три лилии»»
14. О.Генри. Рассказы
15. Александр Пушкин, «Капитанская дочка». «Повести Белкина»
16. Михаил Салтыков-Щедрин. «История одного города»
17. Морис Симашко. «Емшан». «Маздак»
18. Аркадий и Борис Стругацкий. «Хищные вещи века». «Трудно быть богом». «Обитаемый остров». «Малыш». «Жук в муравейнике». «Хромая судьба» (и почти все остальные книги)
19. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Рассказы
20. Юрий Томин. «Борька, я и невидимка».«Карусели над городом». Рассказы

II. Классика
1. «Жизнь и приключения Али Зибака»
2. «Тысяча и одна ночь»
3. Рэй Брэдбери. «Марсианские хроники». «451° по Фаренгейту». Рассказы
4. Иэн Бэнкс. «Осиная фабрика». «Воронья дорога».
5. Курт Воннегут. «Сирены Титана». «Бойня номер пять». «Колыбель для кошки»
6. Аркадий Гайдар. «Судьба барабанщика». Рассказы
7. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка». Рассказы
8. Фазиль Искандер. «Сандро из Чегема». «Кролики и удавы». Рассказы
9. Габриэль Гарсия Маркес. «Сто лет одиночества». «Осень патриарха»
10. Константин Симонов. «Живые и мертвые»
11. Джон Стейнбек. «Гроздья гнева». «Зима тревоги нашей»
12. Роберт Луис Стивенсон. «Остров сокровищ»
13. Джером Дэвид Сэлинджер. «Девять рассказов»
14. Лев Толстой. «Анна Каренина». «Хаджи-Мурат»
15. Герберт Уэллс. «Человек-невидимка»
16. Даниил Хармс. «Старуха». Рассказы. Пьесы
17. Карел Чапек. Рассказы
18. Антон Чехов. Рассказы
19. Уильям Шекспир.«Гамлет». «Король Лир»
20. Василий Шукшин. Рассказы

III. Современная отечественная проза
1. Дарья Бобылева. «Вьюрки»
2. Вера Богданова. «Павел Чжан и прочие речные твари»
3. Эдуард Веркин. «Друг апрель». «Облачный полк». «Осеннее солнце». «Остров Сахалин». «Звездолет с перебитым крылом»
4. Лилия Волкова. «Изнанка»
5. Мария Галина. «Малая Глуша» (и весь сборник «Все имена птиц»)
6. Линор Горалик. «Все, способные дышать дыхание». «Имени такого-то»
7. Владимир Гуриев. «Очень простое открытие»
8. Дмитрий Захаров. «Кластер». «Средняя Эдда». «Комитет охраны мостов»
9. Алексей Иванов. «Сердце пармы». «Географ глобус пропил»
10. Павел Калмыков. «Королятник, или Потусторонним вход воспрещен». «Ветеран Куликовской битвы, или Транзитный современник»
11. Екатерина Каретникова. «Белая сорока. Ладожские тени»
12. Александр Киселев. «Жили-плыли пираты. Диктант с продолжением»
13. Катерина Кожевина. «Лучшие люди города»
14. Светлана Лаврова. «Смерть приходит с помидором». «Семь дней до сакуры»
15. Артем Ляхович. «Дырка». «Черти лысые». «Формула Z»
16. Виктор Пелевин. «Синий фонарь» (рассказы)
17. Алексей Сальников. «Петровы в гриппе и вокруг него». «Отдел». «Опосредованно». «Оккульттрегер»
18. Елена Соковенина. «Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар»
19. Роман Шмараков. «Каллиопа, дерево, Кориск». «Автопортрет с устрицей в кармане»
20. Леонид Юзефович. «Зимняя дорога»

IV. Детективы и триллеры
1. Кейт Аткинсон. «Преступления прошлого». «Поворот к лучшему». «Ждать ли добрых вестей». «Чуть свет, с собакою вдвоем»
2. Десмонд Бэгли. «Ураган Уайетта». «Канатоходцы»
3. Виталий Данилин. «Двенадцатая рапсодия Листа». «Четвертая жертва сирени»
4. Джуно Диас. «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау»
5. Артур Конан Дойл. Цикл «Шерлок Холмс»
6. Фридрих Дюрренматт. «Обещание». «Правосудие»
7. Себастьен Жапризо. «Дама в очках с ружьем в автомобиле»
8. Стивен Кинг, «Мертвая зона». «Мизери»
9. Сергей Костин. «Афганская бессонница». «По ту сторону пруда».
10. Юлия Латынина. «Охота на изюбря»
11. Ким Онсу. «Планировщики»
12. Алистер Маклин. «Крейсер «Улисс»». «Пушки Навароне». «Страх это ключ»
13. Эд Макбейн. Цикл «87-й полицейский участок»
14. Рекс Стаут. Цикл «Ниро Вулф»
15. Ю Несбе. Цикл о Харри Холе (начиная с «Красношейки»)
16. Тана Френч. «Тайное место». «Искатель»
17. Реймонд Чандлер. «Вечный сон». «Прощай, любимая». «Высокое окно». «Долгое прощание».
18. Дэшил Хэммет. «Кровавая жатва». Повести и рассказы.
19. Чжан Юэжань. «Кокон»
20. Бен Элтон. «До последнего звонка». «Номер один»

V. Зарубежная фантастика
1. Энтони Берджесс. «Заводной апельсин»
2. Альфред Бестер «Тигр! Тигр!». Рассказы
3. Лоис Макмастер Буджолд. «Осколки чести». «Ученик воина»
4. Энди Вейер. «Марсианин»
5. Джин Вулф. «Книга Нового солнца»
6. Филип Дик. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» «Человек в высоком замке»
7. Орсон Скотт Кард. «Игра Эндера»
8. Артур Кларк. «Конец детства». «Лунная пыль»
9. Сюзанна Кларк. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». «Пиранези»
10. Джеймс Кори. «Пробуждение Левиафана»
11. Уолтер М. Миллер-младший. «Страсти по Лейбовицу»
12. Клиффорд Саймак. «Пересадочная станция». «Город». «Заповедник гоблинов»
13. Дэн Симмонс. «Гиперион». «Террор».
14. Нил Стивенсон. «Лавина». «Алмазный век». «Криптономикон». «Анафем». «Вирус Reamde»
15. Майкл Суэнвик. «Дочь железного дракона»
16. Джон Уиндэм. «День триффидов»
17. Джон М. Форд. «Дракон не дремлет»
18. Роберт Хайнлайн. «Дверь в лето». «Звездный десант». «Кукловоды»
19. Джо Холдеман. «Бесконечная война»
20. Роберт Шекли. Рассказы

VI. Отечественная фантастика
1. Андрей Балабуха. «Нептунова арфа»
2. Кир Булычев. «Похищение чародея». «Корона профессора Козарина» и другие рассказы
3. Эрнст Бутин. «Лицом к лицу»
4. Сергей Другаль. «Язычники». Рассказы
5. Сергей Жарковский. «Я, Хобо». «Эта тварь неизвестной природы»
6. Сергей Жемайтис. «Вечный ветер»
7. Святослав Логинов. «Многорукий бог далайна»
8. Андрей Лях. «Реквием по пилоту». «По ту сторону Окна». «Челтенхэм»
9. Александр Мирер. «Главный полдень»
10. Владимир Михайлов. «Дверь с той стороны». «Стебелек и два листа»
11. Ася Михеева. «Мост»
12. Владимир Покровский. «Танцы мужчин»
13. Вячеслав Пьецух. Рассказы
14. Владимир Савченко. «Встречники»
15. Лариса Романовская. «Сиблинги»
16. Михаил Успенский «Там, где нас нет». «Кого за смертью посылать». «Время Оно»
17. Евгений Филенко. «Бумеранг на один бросок»
18. Александр Чуманов. Рассказы
19. Вадим Шефнер. «Лачуга должника». «Круглая тайна». «Девушка у обрыва»
20. Василий Щепетнев. «Черная земля»

Причудливо тасуется колода дорожных и языковых карт

Карта первая. 6 апреля я, смирный татаро-мишарский человек, проведу на ярмарке non/fictio№весна презентацию романа «До февраля» (и супергерои, к 13.00 четверга добравшиеся до Гостиного двора, станут, похоже, первыми покупателями книги, которую никак не могут довезти до магазинов — но на стенд РЕШ нужное количество пачек забросить пообещали железно). С презентации я мчусь в аэропорт и лечу в Стамбул.

Карта вторая. В главном турецком городе (не путать со столицей) я, смирный татаро-мишарский человек, выступлю в роли «Амбассадора русского языка»: 7 апреля проведу викторину (я! смирный!!! етц) для иностранцев, изучающих русский, а также «беседу о творчестве и писательском мастерстве», а 8 апреля — собственно «Тотальный диктант», текст для которого в этом году написал суровый владивосточный человек Василий Авченко.


На другой площадке читать диктант будут еще два амбассадора из группы «Ундервуд».

Карта третья. В тот же день, 8 апреля, Казанский татарский ТЮЗ имени Габдуллы Кариева подведет итоги Пятой режиссерской лаборатории «Tamga». Всю эту неделю три молодых режиссера — Лидия Хазова из театра имени Моссовета, Степан Пектеев из БДТ и главреж Томского театра драмы Олег Молитвин — с командами, набранными в ТЮЗе, готовят эскизы инсценировки трех рассказов: соответственно, «Заграничной принцессы» Кира Булычева, «По дороге домой» Адлера Тимергалина и «Тубагача» Шамиля Идиатуллина (потому что в этом году тема «Tamga» — фантастика). В субботу готовые эскизы будут представлены публике и критикам, а лучшие могут стать спектаклями ТЮЗа.
Перевод «Тубагача» на татарский мне по секрету показали. Он прекрасен. Инсценировка, верю, тоже обрадует.

«Он, зараза, — умный, хитрый изобретательный!»


Средний городок, тишь да гладь, возрождение литературного журнала…
…На самом деле хотелось начать так: «Он, зараза, — умный, хитрый изобретательный! Но это Шамиль Шаукатович. А теперь про маньяка…»

Алексей Сальников

Тираж романа «До февраля» (с обложкой, украшенной этим блербом) отпечатан. До складов доберется в середине следующей недели, тогда же стартуют продажи.
Презентация книги пройдет 6 апреля в 13.00, по сути (простите), открывая ярмарку «non/fictio№ весна».

«До февраля» в марте

Россия, провинция, осень 2021 года. Местной власти потребовалось срочно возродить литературный журнал «Пламя». Первокурснице Ане поручают изучить архив журнала — и там, среди графоманских залежей, юный редактор находит рукопись захватывающего триллера, написанного от лица серийного убийцы. А вскоре выясняется, что описанные в тексте убийства — не придуманы: они и правда происходили в городке пятнадцать лет назад, и душегуба тогда так и не поймали…
О раскопках в архиве узнаёт автор рукописи — и теперь давно затаившийся маньяк должен выбрать, чего он хочет больше: покоя, который может нарушить Аня, или литературной славы?

М: «АСТ. Редакция Елены Шубиной», 512 стр., cерия «РЕШ: страшно интересно».
Выходит в конце марта. Предзаказ уже доступен, промокод СКОРО дает скидку 15%.

«Город Брежнев» в восьми сериях

ТАСС уполномочен заявить:
«Экранизация романа Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев», основанного на истории о подростковых бандах и преступных группировках Татарской АССР в 80-х годах, начинается в России по заказу телеканала НТВ. Об этом в среду ТАСС сообщили в пресс-службе кинокомпании «Триикс медиа», которая будет вести съемки.
Фильм будет состоять из восьми серий. «Действие картины разворачивается в 1983 году в городе Брежнев — это современные Набережные Челны. Рабочее название сериала такое же, как и у книги, — «Город Брежнев». Значительное место в сериале уделено отношениям людей начала 80-х годов: их быту, окружению, жизни в провинциальном городе», — отметили производители кинокартины.
Автором сценария к многосерийному фильму стал музыкант, участник первого состава группы «Кино», писатель-романист Алексей Рыбин. Генеральными продюсерами от кинокомпании «Триикс медиа» выступили Инесса Юрченко и Сергей Щеглов.»

«До февраля»

Forbes рассказал о самых ожидаемых книгах зимы-весны 2023 года, в том числе о романе «До февраля»:
«Ноябрь 2021 года. Первокурсница Аня, мечтавшая о филологии, а поступившая на прикладную математику, бросает университет и впадает в депрессию. Спасает девушку возможность попробовать себя в любимой словесности: областные власти из некоторых существенных для себя соображений решили срочно возродить давно закрытый литературный журнал «Пламя». Первым делом юному редактору поручено изучить архив журнала. Там, среди графоманских залежей, Аня находит рукопись триллера, который отличают несколько особенностей: он очень плохо написан и захватывает напряженным сюжетом и нестандартным рассказом от лица серийного убийцы. И в нем описаны убийства, которые правда происходили пятнадцать лет назад, а виновного так и не поймали.»

«Писатель Шамиль Идиатуллин рассказал о создании романа: «Сюжет романа отталкивается от необходимости выпустить первый номер журнала до февраля. Естественно, я тоже решил дописать роман к февралю, весной-летом отрихтовать, а действие, как у меня принято, отнести к наступающей осени, моменту предполагаемого выхода книги. До февраля я не успел, а после писать перестал, потому что год оказался 2022-м. Не осталось ни сил, ни смысла связывать с ним даже самую страшную историю из безвозвратно ушедшей эпохи. Весной я взял себя в руки и принялся доделывать текст — уже как исторический, происходящий не здесь и сейчас, а здесь до февраля. Мне почему-то показалось очень важным не только рассказать историю до конца, но и разобраться, как из нее вытекла новая история — послефевральская. Вроде получилось»»