Научная фантастика для подростков

По просьбе Николая Джумакулиева составил для проекта «Детская библиотека» рекомендательный список научной фантастики (без фэнтези и сказок) для подростков. По ссылке-картинке можно найти красиво сверстанный pdf-вариант. Здесь на всякий случай привожу текстовую версию. Преимущественно общие места, чуть разбавленные вкусовщиной, но вдруг кому пригодится.

Для среднего возраста (12-14 лет)

Зарубежная фантастика
1. Айзек Азимов «Я, робот»
2. Рэй Брэдбери «Р значит ракета». «Марсианские хроники». «451° по Фаренгейту».
3. Жюль Верн «20000 лье под водой». «Таинственный остров». «С Земли на Луну»
4. Гарри Гаррисон «Неукротимая планета». «Фантастическая сага»
5. Артур Конан Дойл «Затерянный мир»
6. Орсон Скотт Кард «Игра Эндера»
7. Дэниэл Киз «Цветы для Элджернона» (рассказ)
8. Артур Кларк «Лунная пыль»
9. Станислав Лем. «Кибериада». «Звездные дневники Ийона Тихого»
10. Барри Лонгиер «Враг мой»
11. Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»
12. Нил Стивенсон «Лавина»
13. Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
14. Герберт Уэллс «Война миров». «Человек-невидимка». «Машина времени»
15. Роберт Хайнлайн «Звездный десант». «Кукловоды»
16. Роберт Шекли «Обмен разумов». Рассказы

Отечественная фантастика
1. Андрей Балабуха «Поле надежды»
2. Александр Беляев «Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля»
3. Кир Булычев «Сто лет тому вперед». «Перевал». «Похищение чародея». «Умение кидать мяч» и другие рассказы
4. Илья Варшавский Рассказы
5. Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Экипаж «Меконга»
6. Север Гансовский «День гнева». «Полигон» (рассказы)
7. Александр Громов «Вычислитель»
8. Сергей Жарковский, Андрей Ширяев (под псевдонимом С.Антонов) «Врата испуганного бога», «2-Герой-2» (дилогия)
9. Сергей Жемайтис «Вечный ветер»
10. Александр Казанцев «Пылающий остров»
11. Виктор Колупаев «Качели Отшельника»
12. Владислав Крапивин «Голубятня на желтой поляне»
13. Андрей Лазарчук «Все, способные держать оружие»
14. Ольга Ларионова «Чакра Кентавра», рассказы
15. Евгений Лукин, Любовь Лукина «Миссионеры»
16. Сергей Лукьяненко «Линия Грез». «Императоры иллюзий». «Тени снов» (дилогия с довеском)
17. Александр Мирер «Главный полдень»
18. Владимир Михайлов «Дверь с той стороны». «Стебелек и два листа»
19. Владимир Обручев «Плутония», «Земля Санникова»
20. Сергей Павлов «Лунная радуга»
21. Владимир Савченко «Встречники»
22. Аркадий и Борис Стругацкие «Малыш», «Парень из преисподней», «Отель «У погибшего альпиниста», «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Хищные вещи века»
23. Юрий Томин «Карусели над городом» (дилогия)
24. Алексей Толстой «Аэлита». «Гиперболоид инженера Гарина»
25. Евгений Филенко «Бумеранг на один бросок»
26. Зиновий Юрьев «Дарю вам память». «Полная переделка»

Для старшего возраста (15-18 лет)

Зарубежная фантастика
1. Айзек Азимов «Академия». «Сами боги»
2. Энтони Берджес «Заводной апельсин»
3. Альфред Бестер «Тигр! Тигр!». Рассказы
4. Лоис Макмастер Буджолд «Осколки чести». «Ученик воина»
5. Энди Вейер «Марсианин»
6. Курт Воннегут «Сирены Титана». «Бойня номер пять». «Колыбель для кошки»
7. Нил Гейман «Американские боги»
8. Фрэнк Герберт «Дюна»
9. Лайон Спрэг де Камп «Да не опустится тьма»
10. Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» «Человек в высоком замке»
11. Стивен Кинг «Мертвая зона». «Кэрри»
12. Артур Кларк «Конец детства»
13. Майкл Крайтон «Штамм «Андромеда»
14. Урсула Ле Гуин «Левая рука тьмы»
15. Фриц Лейбер «Мрак, сомкнись!»
16. Станислав Лем «Солярис». «Дознание». «Фиаско»
17. Роберт Маккаммон «Кусака»
18. Уолтер М. Миллер-младший «Страсти по Лейбовицу»
19. Джордж Оруэлл «1984»
20. Клиффорд Саймак «Вся плоть — трава». «Город». «Пересадочная станция»
21. Нил Стивенсон «Алмазный век». «Анафем». «Криптономикон».
22. Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»
23. Джон Уиндэм «День триффидов»
24. Питер Уоттс «Ложная слепота»
25. Роберт Хайнлайн «Дверь в лето». «Чужак в чужой стране»
26. Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
27. Джо Холдеман «Бесконечная война»
28. Карел Чапек «Война с саламандрами»
29. Роберт Шекли «Цивилизация статуса». «Корпорация «Бессмертие»»

Отечественная фантастика
1. Михаил Булгаков «Собачье сердце». «Мастер и Маргарита»
2. Кир Булычев. «Любимец». «Красный олень — белый олень», ««Корона профессора Козарина» и другие рассказы
3. Олег Дивов «Выбраковка»
4. Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»
5. Иван Ефремов «Туманность Андромеды»
6. Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти»
7. Андрей Лазарчук «Опоздавшие к лету»
8. Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»
9. Юлия Латынина «Инсайдер» и другие романы Вейского цикла
10. Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»
11. Андрей Лях «Реквием по пилоту»
12. Виктор Пелевин. Микродилогия «Проблема верволка в Средней полосе»/«Принц Госплана» и другие рассказы
13. Владимир Покровский «Танцы мужчин»
14. Вячеслав Рыбаков «Очаг на башне»
15. Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине» и трилогия о Каммерере («Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»)
16. Михаил Успенский «Там, где нас нет». «Кого за смертью посылать». «Время Оно» (трилогия)
17. Александр Чуманов «16 копеек» и другие рассказы
18. Вадим Шефнер «Лачуга должника». «Круглая тайна». «Девушка у обрыва»
19. .Василий Щепетнев «Черная земля»
20. С.Ярославцев (Аркадий Стругацкий) «Подробности жизни Никиты Воронцова»

40 thoughts on “Научная фантастика для подростков

  1. Читал с ребёнком «Таинственный остров» — нудновато, по-моему. Т.е., его бы как-то переделать под современные информационные реалии — с картинками растений, минералов и т.п.
    Плюс проблемы советского перевода, когда капибару обозвали поросёнком.

    • (хитренько) Ну, я ж не конкретные издания и переводы указывал, а оригинальную книжку. Наверняка и капибары есть, и богато иллюстрированные книжки с пояснениями, маргиналиями и 3D анимацией. А нет, так будут (хочется верить).

    • (сурого)

      Пущай сказки и фэнтези читают.
      Жень, мне кажется, до 11-12 в сайфи соваться — только желание отбивать. Есть, конечно, исключения, читающие Джойса в садике, но им всякие списки и категории по фиг, помойму.

      • Re: (сурого)

        Не, ну трилогия Хокингов про Джорджа — это же вполне себе примерно десятилетним? и Алиса, эта самая, Селезнёва?

        • Эт да. Потому их и нет в списке, хехе (кроме «Ста лет тому впереда»). А Алису я не очень люблю. Булычев был все-таки гением взрослых рассказов, причем совершенно неоцененным.

  2. В общем и целом список вполне пристойный, но попадание в него нескоторых текстов вызвало полное недоумение

    • Я ж говорю: «чуть разбавленные вкусовщиной».
      Это на самом деле немножко провокация. Я почему так легко соглашаюсь такие списки составлять? Не потому, что заняться нечем, и не только потому, что дурак-культуртрегер. Просто таких списков, четко структурированных по конкретному признаку, на русском почему-то и нет почти. Если делать лист совсем бесспорным, то и дальше не будет. А так кто-нибудь воспылает ненавистью и в пику мне, злодею, составит свой вариант — который будет на века.

  3. ==«Сто лет тому вперед». «Перевал». «Похищение чародея». «Умение кидать мяч» и другие рассказы

    Строго говоря, это всё — не рассказы, а повести.
    Как и «Принц госплана».
    «Перевал» , если со второй частью — вообще роман.

    a_tsem

  4. Строго говоря, «и другие рассказы» относится только к «Умению…» По-моему, это большой рассказ. «Похищение» — повесть, «Перевал» и «Сто лет…», скорее, романы.
    «Принц Госплана», согласен, повесть, но тут жульнически можно сказать, что «рассказы» относятся к «Верволкам». Проще было написать «сборник «Голубой фонарь»», но я не уверен, будет ли понятно, что речь именно о первой «текстовской» книге.

  5. Я бы добавил на выбор «Гриаду» или «Люди как боги». Если некуда втиснуть, надо убрать «Меконга» или «Пылающий остров» или «Вечный ветер» на выбор.
    По мне так «Меконга».

  6. Ну, это точно не для моего списка. Снегова я бы подросткам не рекомендовал — сам вот прочитал «Посла без верительных грамот» слишком рано, лет в 12, и все, больше мне этот несомненно мощный и достойный всяческого уважения автор неинтересен.
    А «Гриада» вообще не книга, а исторический анекдот, интересный разве что голубоглазым плагиатом (Вы знаете ведь, что там отдельные сцены и описания цельноперты из Уэллса?).

  7. Знаю, конечно. Тем и хороша!

    А если серьезно, то я исходил из читабельности.

    Гриада читается куда веселее, чем Пыл Остров, и перечитывать можно.
    Кросе того, в Пыл Острове уж очень агитация засиливает художество, похлеще, чем в Аэлите.

  8. (задумчиво) «Пылающий остров» хуже, но выкинуть надо не его, а мастерски написанного «Меконга» или «Вечный ветер’. Бик кызык.
    Я бы, чес-гря, Казанцева не включал. Просто пытаюсь сохранить верность детскому восторгу, с которым читал про самоотсечение радиоактивной руки профессором — ну и паре лет, в течение которых Казанцев входил в любимые авторы.

  9. если б мне кто посоветовал дать ребенку читать нынче казанцева — я б выкинул весь список. Чиста на всякий случай, а то вдруг там еще чего затесалось

  10. если вы ее читали в 13-14, то может оно и сейчас вам так кажется. Но тогда, наверно, стоит еще раз прочитать. И может в другом переводе?

    Я собственно о том, что почти любую книгу можно прочитать на уровень ниже — у толстого выискивать сражения и пропускать все остальное (девочкам балы соответственно), а у эндера… ну тоже сражения, хотя у эндера как раз сражения неинтересны

    А вот тот же Марсианин — это ж современный Таинственный остров, его в 15-18 лет читать?

  11. Я и Эндера, и Вейра в течение последнего года прочитал. Оба дико понравились. Ну и вот такое внутре сложилось ошушэние..

  12. Тож стратегия, чо.
    «И полуседой исполин с тяжеловатыми, но правильными чертами лица, запустив руку в густую темную, словно оправленную в серебро бороду, часами в «кромешной тишине», как любил он говорить, всматривался в колючую россыпь немигающих разноцветных светил, этих бесконечно далеких очагов атомного неистовства материи, дарящих окружающим мирам лучистое тепло, первое из начал Жизни…»
    Поэма жжжжж.

  13. Просто мне в детстве Меконг (Меконий!!!) скушным показался.

    А вот «Вечный ветер» я недавно с удовольствием перечитал.

  14. Список авторов не удивил 🙂 Список книг не удивил тоже, хотя есть комемнтарии:

    1. Все способные держать оружие — не рановато в 12 лет? Кровь-кишки, плюс все бухают и торчат
    2. Стругацких начал бы с Полдня ну Понедельник самом собой (ты написал)
    3. А вот Дивова можно бы «Лучший экипаж солнечной», как закрепление всего прочитанного выше, хотя там тоже бухают всю дорогу 🙂
    4. Пелевина, только _некоторым_ подросткам 🙂
    5. «Туманость андромеды» я не осилил ни в детском, ни во взрослом возрасте 🙂
    6. Стивенсона «Reamde» куда-то надо втиснуть

    Ну и т.д. и т.п. но в целом, верной дорогой идете, товарищи. Послал список сыну, ему 10, пусть готовится 🙂

  15. Вейра раньше то сложно было прочитать. Ну ощущение, так ощущение. Так то я думаю, эндера можно и в 12 лет, можно и в 18. А можно и в 40 — там тоже есть что увидеть в этом возрасте

    Чиста с интересом, а всяких Гиперионов в последний год не читали? Ну или Good Omens? American Gods я вижу уже. Coraline (как раз для детей 12 и меньше). Потому что я то вот выкинул бы из вашего списка добрую половину (с особенным удовольствием всяких казанцевых и прочих меконгов). Уиндэма можно читать тоже только в переводе Стругацкого, ну и то ладно.

  16. А у меня Таисия Дмитриевна пыталась «Убыра» позаимствовать почитать… Пришлось вообще увезти

  17. «Гиперион» пытался несколько раз лет 15 назад — не покатил вообще.
    Про Геймана понял, что это совсем не мой автор, а про Пратчетта — что не совсем мой (хотя «Американские боги» понравились в ходе чтения чрезвычайно, а «Цвет волшебства» — вполне, но вспоминаются с трудом и без восторга, а желание углубить знакомство быстро померло). «Коралина» таки сказка к тому же.
    Меконги, исичо, тоже в переводе Стругацкого.
    А список на то и составляется, чтобы отталкиваться от него с большей или меньшей силой унд омерзением.

  18. 1. Наррмальна! Ну не в 12, но в 13-14 вполне.
    2. «Полдень», на мой взгляд — самая кислая и скучная книжка полуденного цикла, да и не только. Хуже только «Извне» с «Повестью о дружбе и недружбе».
    3. Так и не прочитал.
    4. Рассказы из «Синего фонаря» я бы именно что всем рекомендовал.
    5. (гордо) Хе-хе.
    6. А где там фантастика? Чистый боевик с требуемыми форматом привираниями. Эдак ты, братец, и меня фонтастом обзовешь а5.

  19. (со слезой) Зверь.
    (просветленно) Мы верим в Таисию Дмитриевну и Флибусту Либрусековну.
    Но да, лучше бы раньше 14 не пробовать. И не потому, что страшно — а потому, что просто не понравится.

  20. 6. — согласен. Гарри Поттера, надеюсь, нет в списках исключительно по этой же причине
    3. — срочно читать!!! Лучшая книга Дивова, да и вообще

  21. — Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Экипаж «Меконга»

    вот эти в переводе стругацкого?

    а что было не так с гейманом?

  22. Ага. Войскунский подробно рассказывал, как Стругацкий рихтовал сам и заставлял авторов в несколько слоев переписывать исходный текст, пока не добился нужного результата.
    Гейман , по-моему, очень мастеровитый и расчетливый штукарь, собирающий звонкие и развесистые, но совершенно бездушные книги. Звенят и поворачиваются в нужных местах, но остаются имитацией — в отличие от менее безупречных, но человеческих Стивенсона и Суэнвика (называю их подряд, потому что более-менее одновременно для себя открыл).

  23. стивенсон и гейман это совершенно разные поколения. То есть их, конечно, сравнивать можно и нужно. Но все же это разные вещи

    понятно, конечно, что у каждого свое ощущение от прочитанного (а то б мы все читали исключительно британскую энциклопедию), но мне гейман кажется — да, звонким, да — там есть что развесить. Но вот бездушно я бы это не назвал. Я у него много чего читал — newerwhere, gods, omens, boys. Везде есть то ли душа, то ли издевательство над ней, ну англичане ж, никогда точно не понять, то ли это шутка такая, то ли он это в виду имел, то ли то и другое. А вот суэнвик как раз не пошел — большой, красивый, высится, лицом к лицу и тд. Но вот что и зачем — хрен его знает. Или Ле Гуин. Ни одной книги не смог дочитать. У нас, видимо, несовместимость на клеточном уровне

    Ну а вот еще из сравнительно свежего — Stross? Вся его тема о Прачечной? Ничего в список не попадает?

  24. Ну да, Суэнвик постарше, но со Стивенсоном-то они не только почти тезки, но и почти ровесники. Ну да ладно.
    А со сравнительно свежим у меня все печально: я обычно отстаю от нашего свежего лет на пять, а от заграничного — на 15-20 (исключения типа Вейра лишь подтверждают). То есть Стросс — не очень далекая перспектива, хехе.

  25. зря, зря. Потому что азимов, конечно, столп. И кларк столп. А уж хайнлайн, так это два столпа сразу.

    Но именно как научная фантастика — они уже совсем… того… хайнлайн лучше держится, потому что именно научного у него было меньше. Остается социальная. И Основание это, конечно… ну… основание, да?

    Но все же хочется иногда что-то свежефантастичное. Где герои в курсе, что бывает ai, и три закона в общем не работают, что есть своя собственная связь прям в кармане и не нужно идти в рубку звездолета, чтобы связаться с братом звездолетчиком, что поиск — это вовсе не БВИ. Ну и тд. И тут приходит на ум, например, Бэнкс. Которого в списке, я думаю, нет совершенно незаслужено

  26. Лично для меня И.Бэнкс очень большой писатель, а И.М.Бэнкс — крутой, но необязательный. «Осиная фабрика» и «Воронья дорога» шыкарны, «Алгебраист» натужен, «Помни о Флебе» решил не дочитывать.
    А так-то свежак нужен, но в подобные списки он нечасто попадает, в силу понятных помех. В кино, кстати, обратная ситуация — на imdb в топе чаще фильмы последнего десятилетия. Но мы люди старые и мода у нас такая же. А без фундамента самые прочные стены фигово стоят.

  27. я кино последний раз пару лет назад видел. Да и то это было что-то ну очень залежалое. Из списка критерион, я так думаю. Так шта ничего ценного сказать не могу. Тем более, я думаю, что все нынешние кина проигрывают нынешним сериалам. В кине за 1.5 часа они ничо сказать не успевают вааще. Ну пых-пых, бац-бац, он пошел, она сказала, а тут он ей, а она ему. И уже титры.

    про книжки то поболтать дело другое. Вот, скажем, Буджолд. У нее кроме супермутанта (которого мы все любим за невыносимую наглость бытия) есть и более тяжеловесные книжки. Или тот же Кард, которого потом стоит читать дальше, а не останавливаться только на Игре
    Или 12летнему я бы дал читать Вебера — его Хонор это ж наш любимый Hornblower, только в космосе и сплошной пых-пых. Главное не дочитывать до тех мест, когда он про экономику начинает. Знающего стошнит, незнающий уснет

    • вот уж где вкусовщина то! Ни одной книжки ле гуин — да меня любой прогрессивный человек за такое просто вызовет на дуэль! Ну его нафиг чапека, шекли меня вводит в уныние (почти как чехов, но чехов просто в депрессию)

      Зато всякие строссы, бэнксы, веберы и прочие чуждые элементы.

    • Деклассированных элементов первый ряд, им по первому по классу надо выдать все, первым классом школы жизни будет им тюрьма, а к восьмому их посмертно etc. (с)
      Не, серьезно — в данном случае единственно верным является аргумент «Сам добейса». В смысле, хочешь, чтобы читали то, что надо — сам укажи на то, что надо. Желательно пальцем. Такшта или список, или нищасни детишки будут читать то, что на фиг. Нашими стараниями, уа ха ха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *