Продолжаю ставить метки на освоенном нонфикшне.
«Политическая история Золотой Орды»
Евгений Мыськов
Издательство Волгоградского университета, 2003 г.
Очень толковая книга, сделанная по материалам кандидатской диссертации и канувшая бы в степную пыль, кабы не тырнет (другого исхода тираж в 250 экз. не предполагает). Автор сосредоточен на узкой и весьма интересной проблеме легитимности смены власти в Улусе Джучи периода становления (1236-1313). Опираясь на правила, законы и понятия чингизовой империи и ее стремительно откалывающейся западной провинции, Мыськов обосновывает формальные соответствия или несоответствия интронизаций актуальному законодательству, ожиданиям элит и равнодействующим политических воль, всегда находивших довольно четкое выражение. Такой подход вкупе с аккуратностью исследователя позволяет не только уточнить сроки правления конкретных ханов и этапов влияния национального лидера Ногая (разные источники могут увеличивать или сокращать эти сроки в разы), но и обозначить наиболее корректные версии того, как, почему и какой частью тела вперед сошел с престола очередной властитель будущей России.
Всячески рекомендую.
Просто цитата:
Признание того, что до начала XIVв. правым крылом Золотой Орды правили представители одного династийного рода, снимает многие недоуменные вопросы, а отдельные поступки политических лидеров уже не кажутся опрометчивыми, непоследовательными и нелогичными. При таком подходе становится ясно, что после смерти Ногая законными правителями правого крыла Золотой Орды могли быть только его кровные родственники, и никто другой не имел возможности, не нарушив традиции, претендовать на это место. Хан, как верховный правитель, имел право оказывать серьезное влияние на результаты выборов и даже заменять одного претендента другим, но и для него первостепенное значение должна была иметь родовая принадлежность того или иного кандидата. Хан мог наказать или устранить любого из своих подданных, но, очевидно, не имел права без экстренной необходимости полностью истреблять целую ветвь Джучидов. В связи с этим становится ясно, почему после гибели Ногая Токта не только не разделил земли его улуса, но даже не оставил здесь своих представителей.
«Ранние тюрки: очерки истории и идеологии»
Юрий Зуев
«Дайк-пресс» (Алматы), 2002 г.
Юрий Зуев был одним из авторитетнейших казахских востоковедов. Свободное владение китайским и древнекитайским (при одновременном, я так понимаю, знании арабского языка и общетюркского корпуса) и правильная локализация сделали его уникальным спецом мирового уровня. «Ранние тюрки» стали для ученого книгой всей жизни. Поэтому я ее усердно искал и усердно раздавал.
Теперь о грустном: книга ужасна. Каждый абзац фактурен и укоренен в жирном бэкграунде, 70-летний автор знает о предмете решительно все и спешит этим всем поделиться, щедро и размашисто. Но вместо внятного рассказа получаются ошметки нарратива, в котором повторы чередуются с очевидными пропусками и невнятицей. Книге и автору очень не хватало редактора. Очевидно, предложение поредактировать самого Зуева (или хотя бы отказаться от смелого решения писать китайские иероглифы не иероглифами, а буквенно-цифровыми сочетаниями типа С11836) вызвало бы у казахских академиков и издателей мгновенный некроз какой-нибудь сумки. В итоге вместо внятного объяснения того, как и почему восточноиранские юэчжи, спарившись с северокитайскими тохарами, стали, по версии автора, родоначальниками тюрок и раннетюркской идеологии, тоскующий по сюнну читатель получает винегрет из кусков хроники и сравнительной лингвистики со стремительными бросками в область, например, индейской мифологии или бессмертной повести «Вий» (каковые броски должны подчеркнуть, например, что солнце- и ветропоклонничество близко всем континентам). При этом проработка автором версий «женских» и «мужских» племен, антигинекократического бунта и манихейского слоя тюркской культуры вызывает искреннее восхищение.
В общем, книгу читать можно – но только как сборище намеков, расшифровывать которые следует самому с помощью собственноручно собранной библиотеки.
Просто цитата:
«Кроме умолчания фигуры Тоньюкука, что само по себе является редкостным искажением хода событий и их оценки, в тексте Бильге-кагана присутствует сознательная неточность в описании некоторых эпизодов, в изложении и последовательности и под (так в тексте — zk). Поэтому патетический возглас Бильге-кагана: «Разве есть какая-либо фальшь в этой моей речи?!» должен звучать настораживающим сигналом для исследователя.»
«Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока», «Евразийство и белое движение»
Николай Трубецкой
Прекраснодушная шняга, интересная, во-первых, невозможным происхождением, во-вторых, тем, что выстрелила только через 80 лет. И стреляет, и стреляет. Ибо бешено актуальна – это в-третьих.
Просто цитата:
«Некоторые части прежней императорской России, присоединенные в послепетровскую эпоху: Финляндия, Польша, Балтийские провинции, — в монархию Чингисхана не входили; но они и отпали от России, так как исторической, естественной государственной связи у них с Россией не было. Другие области, случайно не входившие в состав монгольской монархии, но, естественно, по своей географической или этнографической природе связанные с этой монархией и присоединенные к прежней России, удержались в СССР, и если некоторые из них (например, Бессарабия, польские кресы) теперь отторгнуты, то это есть явление временное, и рано или поздно природа возьмет свое. Присоединение к СССР Хивы и Бухары, сохранявших призрачную самостоятельность при последних русских императорах и провозглашение советской республики в Монголии являются продолжением и укреплением исторической связи России с монархией Чингисхана. На том же пути можно с уверенностью предсказать в будущем и присоединение китайского Туркестана».
Странно, что во время учёбы преподы нам так часто упоминали Трубецкого как лингвиста, так много встречалось его имя в учебникам, но тем не менее о его евразийских сочинениях нам рассказать постеснялись.
Власти скрывают. (с)
Правильно сделали, честно говоря. В принципе, нам и про соцполит взгляды Гоголя того же без подробностей рассказывали. Ибо нечего тут.