Топ-70 отечественной фантастики для детей

Главред Библиогида Алексей Копейкин выразил пожелание — и я устремился быстро-быстро составлять список отечественной фантастики, остро рекомендованной детям разного возраста. Сотни, к которой стремился Леша, не получилось, потому что более-менее навскидку, но он, поди, все равно всякими «Каллистами» разбавит.

Для младшего возраста
1. Павел Бажов. «Уральские сказы»
2. Кир Булычёв «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений», «Два билета в Индию»
3. Аркадий Гайдар «Горячий камень»
4. Сергей Другаль «Тигр проводит вас до гаража»
5. Павел Калмыков «Лето разноцветно-косолапое»
6. Владислав Крапивин «Ковер-самолет». «Дети синего фламинго».
7. Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком!»
8. Александр Семенов «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды», «Путешествия туда и обратно»
9. Юрий Сотник «Эликсир Купрума Эса»
10 Юрий Томин «Шел по городу волшебник»
11. Александр Шаров «Некоторые удивительные события из жизни Бориса Пузырькова» и другие сказки

Для среднего возраста
12. Сергей Абрамов «Выше Радуги»
13. Андрей Балабуха «Поле надежды»
14. Александр Беляев «Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля»
15. Кир Булычев «Перевал». «Любимец». «Похищение чародея». «Умение кидать мяч» и другие рассказы
16. Илья Варшавский Рассказы
17. Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Экипаж «Меконга»
18. Север Гансовский «День гнева». «Полигон» (рассказы)
19. Александр Грин «Блистающий мир». «Стрелок из Зурбагана» и другие рассказы
20. Александр Громов «Вычислитель»
21. Александр Етоев «Бегство в Египет»
22. Сергей Жарковский, Андрей Ширяев (под псевдонимом С.Антонов) «Врата испуганного бога», «2-Герой-2» (дилогия)
23. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»
24. Сергей Жемайтис «Вечный ветер»
25. Александр Житинский «Снюсь». «Глагол «инженер»»
26. Алексей Иванов «Охота на «Большую Медведицу»
27. Александр Казанцев «Пылающий остров»
28. Павел Калмыков «Королятник». «Ветеран Куликовской битвы»
29. Виктор Колупаев «Качели Отшельника»
30. Владислав Крапивин «Голубятня на желтой поляне»
31. Андрей Лазарчук «Все, способные держать оружие»
32. Ольга Ларионова «Чакра Кентавра», рассказы
33. Евгений Лукин, Любовь Лукина «Миссионеры»
34. Сергей Лукьяненко «Линия Грез». «Императоры иллюзий». «Тени снов» (дилогия с довеском)
35. Александр Мирер «Главный полдень»
36. Владимир Михайлов «Дверь с той стороны». «Стебелек и два листа»
37. Владимир Обручев «Земля Санникова»
38. Сергей Павлов «Лунная радуга»
39. Владимир Савченко «Встречники»
40. Аркадий и Борис Стругацкие «Малыш», «Парень из преисподней», «Отель «У погибшего альпиниста», «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Хищные вещи века»
41. Юрий Томин «Карусели над городом» (дилогия)
42. Алексей Толстой «Аэлита». «Гиперболоид инженера Гарина»
43. Евгений Филенко «Бумеранг на один бросок»
44. Зиновий Юрьев «Дарю вам память». «Полная переделка»

Для старшего возраста
45. Михаил Булгаков «Собачье сердце». «Мастер и Маргарита»
46. Кир Булычев. «Красный олень — белый олень», ««Корона профессора Козарина» и другие рассказы
47. Эрнст Бутин «Лицом к лицу»
48. Мария Галина «Малая Глуша»
49. Олег Дивов «Выбраковка»
50. Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»
51. Иван Ефремов «Туманность Андромеды»
52. Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти»
53. Евгений Замятин. «Мы»
54. Фазиль Искандер «Кролики и удавы»
55. Леонид Каганов «Хомка». «До рассвета» (цензурная версия)
56. Андрей Лазарчук «Опоздавшие к лету» [Роман-эпопея]
57. Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»
58. Юлия Латынина «Инсайдер» и другие романы Вейского цикла
59. Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»
60. Андрей Лях «Реквием по пилоту»
61. Виктор Пелевин. Микродилогия «Проблема верволка в Средней полосе»/«Принц Госплана» и другие рассказы
62. Владимир Покровский «Танцы мужчин»
63. Вячеслав Пьецух. «Потоп». «Бог и солдат» и другие рассказы
64. Вячеслав Рыбаков «Очаг на башне»
65. Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине» и трилогия о Каммерере («Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»)
66. Михаил Успенский «Там, где нас нет». «Кого за смертью посылать». «Время Оно» (трилогия)
67. Александр Чуманов «16 копеек» и другие рассказы
68. Вадим Шефнер «Лачуга должника». «Круглая тайна». «Девушка у обрыва».
69. .Василий Щепетнев «Черная земля»
70. С.Ярославцев (Аркадий Стругацкий) «Подробности жизни Никиты Воронцова»

169 thoughts on “Топ-70 отечественной фантастики для детей

  1. «Каллистами» я бы разбавил обязательно (из одних перлов известно что состоит). Крапивина выжег бы нафиг.
    Ну, шизы многовато, особенно у старших. («Посмотри в глаза чудовищ» — замечательная вещь, но никак не для детей, хоть бы и самого старшего возраста.)
    Впрочем, это мертвое дело. Если некто (пусть и родитель) идет по такому списку, то медицина бессильна. Читать надо книги. Книги надо читать. И не по списку.

      • Ну, вкусовщина.
        Не люблю, когда воспитатели… видны. В смысле, все писатели воспитывают, но невредно бы это скрывать.
        В начале 60-х я (совсем себе юный) прочел первый (по-моему) рассказ Крапивина «Я иду встречать брата». И подумал (совсем юный): а дяденька-то меня воспитывает. А я этого не люблю.
        Ну, много еще что можно сказать, но оно и вычисляется легко.
        Кстати, я бы отдельно вставил рассказы Булычева «Девочка, с которой ничего не случится». Эти рассказы стоят всех остальных писания об Алисе, помноженных друг на друга.

    • «Каллисто» плохонько написан. Крапивин довольно долго писал очень хорошо. Шиза, впрынцыпе, выделяет любую нежвачную книгу. Медицина сильна. Читать надо.

      • Ну и плохонько, и что? Можно вставить трилогию «Звездоплаватели». Я бы и колпаковскую «Гриаду» вставил. Вместо Крапивина.
        Кроме шизы есть и другие способы привлечения читателя. Ну, не щизанутого читателя.

    • «ПвГЧ» я бы убрал из детской хотя бы потому, что для того, чтобы там что-то понять, надо иметь недетскую начитанность и ловить все аллюзии. Или просить издателя присобачить к изданию для детей пространные комментарии.

      • Паш, ну это почти ко всему старшеклассному списку относится. «Войну и мир» с «Преступлением и наказанием» в школе, значит, не рано, а вот «ПвГЧ» — извиняйте.

        • в ВиМ аллюзий не так много, надо только знать, что Наполеон — не только коньяк и торт… а ПГвЧ целиком из них… в смысле, из аллюзий, а не из наполеонов…

          • Прошла пора вступлений и аллюзий, Наполеон хорош, без дураков!

  2. как-то Лукьяненко в одном списке с «Королятником» странно смотрится

    А знаете, я вот прочла Успенского в 11 классе, а потом перечитала, проучившись уже год на кафедре детлита (и, в том числе, узнав про фольклор), и поняла, что в первом ппрочтении вообще ничего не поняла.
    Вот с «Выбраковкой» согласна:))

    • Много книжек хороших и разных!
      Михал Глебыч был очень крут, ага.
      «Выбраковка» хороша и сама по себе, и как очень четкий проход по не очень четкой грани.

        • «Год лемминга» слабее «Мягкой посадки», а «Мягкую посадку» я не так давно попробовал перечитать — и чот не пошла. А ведь так любил. Соответственно, как честный человек, рекомендовать не могу.

  3. А Ян Ларри с «Кариком и Валей» где?
    Мирера надо не ГП, а всю дилогию «Дом скитальцев»
    «Всех, способных» я бы среднему аозрасту не предлагал. И даже старшему — с большим сомнением.
    Убыриаду добавь, не скромничай.
    Средним добавь «Экспедицию в преисподнюю» «Ярославцева»
    и «Время всегда хорошее» (Жвалевский и Пастернак)
    Беляева неплохо также «Звезду КЭЦ», «Ариэль», «Продавец воздуха»
    Может, и Адамова добавил бы — «Победителей недр» и «Тайну двух океанов».
    «Каллисто» Мартынова
    Мелентьева — трилогию «Чёрный свет» («31 марта», «голубые люди…», «Чёрный свет»)
    «Список запрещённых детей» Караулова
    «Те, кто рядом» Афанасьева
    «Кипрей-Полыхань» Бахревского (младшим)
    Щепетнёва добавил бы «Марс, 1939»
    Каганова — ещё рассказов бы (и прежде всего «Эпос хищника»)
    Галиной бы тоже добавил
    Верещагина «Скаутский галстук» (он же «Клятва разведчика») и, возможно, «Оруженосец»
    Войскунского-Лукодьянова — «Плеск звёздных морей»
    Веркина «Место снов» (м.б. и «Облачный полк», хотя фантастики и мистики там «элементы»)

    в общем, можно ещё подумать

    • А у меня в детстве у Беляева были любимыми «Хойти-Тойти» и «Остров погибших кораблей» — перечитывала по многу раз. И где Электроник и «Девочка с Земли»?

      • «Остров погибших» мне запомнился как шебутной, но слабовато написанный, про «Хойти-Тойти» думал, но другие повести победили. «Электроник» и весь Велтистов очень слабы все-таки. Ну и из булычевской Алисы выбрал повести, которые мне показались наиболее интересными.

    • Жвалевский и Пастернак есть в списке, а вот Мелентьева и правда нет, а это жаль.
      Вот насчет остального, я бы вспомнил, что надо что-то выбросить, а выбрасывать особо нечего.

    • 1. Ну эта… Не люблю как-то.
      2. Не надо. Сиквел про синемордых скушнючий.
      3. Ты плохой.
      4. Ты хороший, но с перебором.
      5. Ни. «Экспедиция» славная. но представляет собой пушистый микст из послевкусий от любимых книжек АНС, самостоятельную ценность имеет сугубо для фэнов типа нас с тобой.
      6. См. п.23
      7-9. Попробуй названных Беляева, Адамова и Мартынова перечитать. Будешь изумлен. Я не так давно попробовал.
      8. Мелентьева — можно, но тогда можно вообще много кого, от Мошковского со Слепыниным до Тупицына с каким-нибудь «Ищите нас в космосе».
      9. Караулова и Афанасьева не слышал ваще.
      10. Бахревский как-то не произвел совсем.
      11. Щепетнева, в принципе, любого можно — я вот «Брюсову жилу» жду, заинтригован: неужто впрямь детская.
      12. У Каганова эти два рассказа убили, остальнео или просвистело без следа, или (больше частью) так и неосвоенное лежит — и не манит.
      13-15. Галина, Веркин-фантаст и Войскунский-Лукодьянов манят, но пока руки не дошли. «Облачный полк» все-таки грешно в фантастику совать.
      15. Верещагина не слышал.

      Я ж гру — навскидку. В любом случае, этот список — как и всякий иной — ничего ни для кого не значит — разве что для составителя, и то не факт.

        • Вот почему-то так и не прочитал, хотя купил лет двадцать назад — с рисунками Валька, как полагается.

          • (коварно) Вот матри, я ща Конрада читаю, который Джозеф, потом у меня на очереди Астафьев, Во и Несбе. Ты ответственно рекомендуешь подвинуть кого-нибудь ради Афанасьева?

          • хммм

            «Уайлд элегантнее Нивеля, но мы же не отказываемся на этом основании от Нивеля…» (ц)

            «Вот матри, я ща собираюсь есть казы, которая варёная, потом у меня на очереди салат с морепродуктами, буайбесс и на десерт тирамису. Ты ответственно рекомендуешь подвинуть что-нибудь ради блинов с икрой?»

            и даже не так, они совсем разные, несравнимо. Не в классе (хотя по классу, увы, Афанасьев проигрывает), но как сравнивать «Незабвенную» или «Возвращение в Брайтсхолл» или «Ностромо», или ещё что из перечисленного с, не знаю… ну вот хоть несомненно высококлассным «Незнайкой на Луне»? Это прост несравнимо же.

          • (надменно) Я все это ем в одну голову, такшта вполне сравнимо. Приходится выбирать.
            (с угрозой) И я ужо выберу.

      • У Каганова именно «Эпо хищника» — лучший, как по мне, НФ-рассказ

        Верещагин — это типа ученик Крапивина (не лично, а через книги) и отчасти Лукьяненко (в котором разочаровался, когда тому не понравились верещагинские книжки). Не понравились потому, что многовато любования умучением четырнадцатилетним подростков, а также в наличии расизм вообще и антисемитизм (против арабов тоже) в частности. По этим причинам бОльшую часть его вещей я бы детям не подсовывал, однако «Галстук» — хорошо (скаут-попаданец, тоже, понятно, четырнадцати лет, в Великой Отечественной. Правда неплохо). «Оруженосец» (а.к.а. «Гарав») — мальчик-попаданец (угадай, сколько ему) в Средиземье времён королевства Арнор. Конечно, уже поэтому вторично; и тем не менее — весьма и весьма недурно. Правда, ГГ там пьёт и занимается любовью (а также и подвергается мучениям), и всё же — весьма. Советую.

      • 1. Как это? Приключенческая энтомология — прекрасно! Кино только идиотское сняли (надо было мультик, раз голливудских мощностей нету)
        2. Авотинеправда (заступается за любимого Командора Пути)
        3. Пропаганда же нацизма же. Как довольно белого и пушистого. Не поймут-с!
        4. Надо, надо. Переступи через себя и предложи хотя бы У1
        5. Пусть детишки поразвлекаются (только часть 1) — пожиратель колчедана Юл, Ятуркеженсирхив, пираты, все дела. Самое то после математики.
        8. Всё же подумай. По крайней мере книги 1 и 2. А, и ещё это, «Обыкновенная Мёмба»…

        • 1. (сурого) Эта ниша в моем списке занята тов. Баранкиным.
          2. Пути-Пучи!
          3. И регионального сепаратизма, ага. Зато #rконстантинопольнаш. Наррмальна!
          4. Этого Вы от меня никогда не добьетесь, гражданин Харрошый.
          5. Посмотри на меня, конопатая, взревел Юл. Иэх. Чудесен был и страшен был Днепр при ясной погоде.
          8. А потом детки начнут замораживаться в сугробах. Не надоть нам такого.

          • 1. Вот Баранкин-то как раз совсем сказка, и никак не фантастика
            2. это ты злой!
            4. не мытьём, так катаньем, — надо, Федя! Надо!
            5. нуишо?
            8. без мамонта нещитово… ну хоть Мёмбу, там, чтобы в космос улететь, надо уметь делать телеантенны и не пИсать пару суток…

          • (покладисто) Я попробую перечитать Мелентьева. (весь сразу взъерепенившись) Но это ничо не гарантируэт!

          • Это безобразие

            Я говорил о мультфильме рисованном, который бы позволил изобразить микромир достаточно реально. «Спецэффекты» в телефильме того же уровня, что эти игрушечные кузнечики. Рисвовать надо было примерно как в издании 1960 года —

            — чтобы насекомые, растения и прочие диатомеи были узнаваемы, ну и люди были достаточно реалистичны для отсутствия контраста (а то я поискал иллюстрации — или насекомые нормальные, а людей нету вовсе или они карикатурные, или всё очень условно)…

      • Ща чуть не умер вообще. (застенчиво) А «Момент истины» у меня, пожалуй, любимая книжка ever.

        • не мог сразу вспомнить, нырнул в яндекс, он мне предложил «Момент истины богомолов». Тоже, думаю, как Карик и Валя… потом вспомнил :)))

          эклер!..

          я-то помню как «В августе сорок четвёртого»…

          • Ну-ууу, это глубокая древность. Две тыщи седьмой, сейчас уже никто и не помнит те времена.

          • (*высокомерно, старчески кашляя*) Я застал (в смысле — в возрасте, когда, застав, тут же и прочитал, меня дед раненько к фантастике приохотил) выход «Дома скитальцев» и «Парня из преисподней»! Я собирал из «Пионера» всего Крапивина! Я самого Уэллса… нет, этого не застал… а вот Мелентьева первое издание свеженькое мне подарили (трилогию «Чёрный свет»)!..

          • Восхищенно: дедушка, ты такой старенький. Я «Черный свет» в букинисте в середине 90-х купил, истерзанного до невозможности. А вот «НФ» с «Главным полднем» свеженькую получил и немедленно прочел. Забавная, кстати, традиция была — смело вставлять в альманах книжку 15-летней давности.
            Ну и вот тебе за это: http://zurkeshe.livejournal.com/298812.html

          • в общем, верные наблюдения. Хотя я некоторое время был в восторге от всего, и, когда художник Медведев шепнул, что Автор согласился надписать мне свои книги — приходи, приноси, — припёрся с чемоданом книг. В середине второго десятка Командор устал, бросил ручку и сказал — «давайте лучше пить коньяк» 🙂

          • Ыыы. Я тоже только две, что ли, книжки подписал — а третью мне коллега, друживший с сыном ВПК, подогнал (еще до того, как я свел личное знакомство — если это можно так назвать, конечно).

  4. Сумбурный список. Такое ощущение, что что-то от души вставлено, а что-то — потому что, не, ну надо же Замятина упомянуть.
    И, ясное дело, у каждого будет свой.
    Например, «Голова профессора» — уныла, а вечный «Вечным хлебом» и рассказы про доктора Вагнера — маст рид, я считаю.
    А уж сколько пропущено детской фантастики, которая не достигла популярности булычевской. Какой-нибудь там Меленьтев, я не знаю.

    • Есть такое. Я ж говорю — навскидку. Хотя беляевский альтернативы как-то лично мне не поканали — «Вечный хлеб» просто пересказ сказки про горшочек, а Вагнер — анекдоты из цикла «Ученые шутят».
      Детской фантастики. к сожалению, не так много — качественной, по крайней мере. Другое дело, что и она все активней забывается, но это уж со всем так нонче-то.

        • Доуэль не пересказ. Блин, я до сих пор описание среза шеи и сипящих трубок помню. Вчера вот по новой вспомнил, когда про программера новости пошли.

          • А мне было невыносимо скучно. А какой-нибудь «Прыжок в ничто», я аж в читальном зале библиотеки читал на летних каникулах.
            Все это субъективно, чего уж. Поэтому было бы интересно составить (почитать) список малоизвестных произведений, которые в детстве впечатлили. Вот в моей дворовой компании, помню, постоянной присказкой был «Скафандр Агасфера» из одноименного рассказа Александра Ломма (фамилию сейчас нашел Гуглом). Он у нас в итоге редуцировался до присказки, «а вот если бы я был Агасфером». Никто не знал, кто такой Агасфер, конечно. Хотя нас бы это не остановило.
            В списках, думаю, как раз до мышей и надо доходить, а иначе — слишком по поверхности получается.

          • «Прыжок в ничто» — да. Паукообезьяны там, то, сё 🙂

            И «Скафанда Агасфера», и ларионовское «Кольцо Фэрнсуортов»… а кстати, как насчёт «Чакры Кентавра» (только первой)?

          • Паш, я запоздало подозреваю, что она хорошая за счет рисунков Литвинова, а также безрыбья (в плане спейсоперы и мужественного девачькизьма). Но тогда — забирала, ага.

          • П.32.
            Но продолжения в моей личной голове дискредитировали все, что только возможно, даже «Где королевскую охоту», которая в детстве меня пробрала, несмотря на лобоватость.

          • Дэ? Не помню совсем. Я помню цикл про «Арамиса», «Королевскую охоту», и несколько напрочь мелодраматичных историй. А «Леопарда», кстати, не помню вообще.

          • «Соната ужа» — про инопланетный зоопарк, где человек, как самое свободолюбивое существо Вселенной, служит индикатором возможности побега (следят только за землянином, а тот жертвует собой)

            «Леопард» — пилот провёл на разрушенной станции несколько лет, прилетел, влюбился (а ещё у него дополётная жена); а что-то все очень торопливо живут. Оказалось, пока его не было, земляне соорудили некий «Овератор» и отправили типа в параллельный мир, загрузив, среди прочего, данные о всех землянах. Тот прилетел и привёз аналогичные данные о тамошних, оказалось — данные совпадают, только у новых ещё и дата смерти. Сюрпрайз: машина слетала не в параллельный мир, а в будущее. И все люди имеют право пойти и узнать, когда же они умрут. Большинство рещает узнать, и все торопятся успеть побольше. Хорошая вещь.

          • Леопарда начисто забыл, Сонату вспомнил с некоторым напрягом. Хороший рассказ.
            «Кольцо», видимо, не читал — фантлабовская аннотация вообще в памяти никак не отзывается

          • «Кольцо» — первое, что я из неё прочитал… а ты заешь, что 16 марта ей исполнилось 80 лет?..

          • Нихьт!
            А я первым — сборник «Знаки Зодиака». В 83-м, видимо, два раза подряд. Давульны-ый был.

          • Странно, мне казалось, что я ответил — а ответа нету. Фантастика.
            А, вот, выше — не читал, мол, похоже.

          • Да, у каждого есть такие неведомые книжки, которые, конечно, нельзя перечитывать. И все это плавно подводит к выводу: пусть дети читают, что им попадется.

          • Тут еще существенно, чтобы попадалось, и чтобы они это попавшееся воспринимали как объект изкуения, а не — «о, прикольно» — и снова в экран.

          • А ремень? А отключение компа?! А предохранитель из телевизора?!!
            Блин, ща предохранители не вынимаются, а дети телик и не смотрят почти.
            Да, получается, никак.
            Слава очень злой.

          • Дочь недавно со скуки прочитала несколько рассказов про малыша Николя и начала какой-то детский детектив. Но тут она каким-то образом узнала пароль от компа. И я пока его не поменял, потому что я — добрый! А страдают дети ((

  5. ишь как тема-то заживотрепетала…

    а потому что «и деревья, как всадники…», вот что. Все ощутили, как книги валятся за горизонт событий 🙁

  6. И ещё — и Бажов, и «Ябеда-Корябеда», и «Горячий камень» — это чистые сказки, а не фантастика. «Продавец приключенний», конечно, тоже сказка, но хоть в НФ-антураже!..

    (а тогда и Аксёнова надо, «Мой дедушка — памятник»)

      • А Убыр — чистая правда (*убеждённо*). А Аксёнов никакой не дурацкий, по крайней мере МДП. Это бойкая и весёлая книжка. Как я её лет в девять читал-перечитывал…

        • Мне в 16 подсунули, потом я еще нескольких Аксеновых умучил — и понял, что великий земляк мне совсем-совсем не нравится. Ни в каком виде.

  7. Без «Открытия себя» список не есть список.
    Половину же остального советского в топку и заменить зарубежкой, хоть список и отечественный.

    • Сергей, Вы самый романтичный оккупант на свете.
      У меня «Открытие себя» наравне со «Встречниками» котируется, но тяжеловато все-таки, мне катца. Я вон и «ГО» с «ХС» не рекомендую, хотя гениальные вещи.

        • Меня в детстве Савченко, помнится, концовкой «Тупика» купил. А где же четвертый труп, вскричит возмущенный читатель? Обман, деньги назад! И т.д.

      • Дык для взрослых-та.
        А вот «Гадких лебедей» обязательно с вредний возраст, как противоядие.

          • Самостоятельно. АБС видней, конечно, но лично я их категорически разделяю. Пара глав Града в ХС — самое то. Не липнут к Сорокину ГЛ, хоть убей, и размываются, хоть убей ж.

          • «И была наклеена на титульный лист дрянная фоторепродукция: под нависшими ночными тучами замерший от ужаса город на холме, а вокруг города и вокруг холма обвился исполинский спящий змей с мокро отсвечивающей гладкой кожей.»

  8. «Горячий камень». Ефремов. Казанцев. Беляев в виде ужасных длинных правильных романов.

    Со всем уважением — но дети читают книги чтобы их читать а не чтобы знать историю отечественной литературы.

    • К «Горячему камню» если и есть какая претензия, так это та, что дети его сразу не поймут. Но это ровно та вещь, которая запоминается в детстве, как непонятая — а во взрослом возрасте вдруг понимаешь, о чем она.

    • Ефремов — допустим, я сам не люблю, хоть уважаю.
      Казанцев-Шапиро вполне увлекателен.
      Длинные правильные романы Беляева — это 150 динамичных страниц про отрезанные головы, подсаженные жабры и международных гангстеров вообще-то.
      А «Горячий камень» чем не угодил? Прекрасная притча на две странички.

    • Не стесняйся, Дим, спрашивай.
      Ни разу не слышал, ща сбегал на фантлаб посмотреть. В принципе, не придересси: «Повесть А.Ломма написана очень увлекательно, простым языком и может быть рекомендована всем начинающим любителям фантастики.» Но исходя из этих соображений можно список до сотни тысяч позиций развернуть. Я на радость тебе сразу «Приключения Рустема» предложил бы.

      • Удивительно, как она мимо тебя прошла. Совершенно культовая вещь, если есть время, я бы даже прям щас советовал, она читается — как воду пьешь. Да ты ж небось читал «Дрион» покидает Землю?

        • я вот читал, и в сети видал, а перечитывать что-то боюсь

          а то я тут такую «Фиолетовую гибель» Владко и «Гаяну» Аматуни перечитал и огорчился (впрочем, «Гаяна» куда сильнее, но не то впечатление, не то…)

          • я перечитывал лет десять назад, нормально написано, держится крепко

        • Дим, ну как бы я его читал — он в «Пионерке» вышел, когда мне 3 года было, а брату 6 (так что тоже выписывать смысла не было). Я Стругацких-то нашел к 10-му классу, неимоверными усилиями. В библиотечных фондах Челнов просто не было книг, изданных до 78-го года. И в домашних библиотеках тоже особо не было — люди на КамАЗ за квартирами ехали, с одним чемоданом.
          Судя по сугубо микротиражным переизданиям, автор культов в узком кругу.

          • )))))))) ровно то же можно сказать о доброй трети твоих протеже

          • Дэ? Нук скажик хотяб о четверти — что издана в «Пионерке» 35 лет назад, а потом переиздана дважды на ротапринтере тиражом 30 экз.

          • Ну я вот сейчас читаю «Лицом к лицу»… ну мало того, что она не детская, но чот мне кажется, у кого-то ротапринт заело при попытке переиздать ))

  9. Смотрю, «Плутония» Обручева уже совсем не котируется — не экранизирована до сих пор, да ещё и в списки не включают. Ну, пусть тогда моё счастливое детство над цветными картинками из «Плутонии» считается альтернативным:)

    • (застенчиво) А мне в детстве не понравилась. Сапсэм. Я вообще к естественным наукам дурак был. (радостно) И осталса!

      • (недоверчиво) Как, и даже битва в муравейнике с гигантскими муравьями не понравилась? Такое мочилово, такое мочилово… Странно. Наверное, не дочитал!
        Мне в Плутонии только финал не нравится, где туземная волосатая девушка так и осталась незамужней, хотя активно себя лоббировала и гладила геолога по спинке и вообще куда ни попадя. Усердных девушек надо поощрять, ящетаю.

  10. У моих очень хорошо пошли «Страна багровых туч» и «Путь на Амальтею», у обеих. И полное равнодушие к «Обитаемому острову» и всей трилогии.
    Реально крутым они все (читающие подростки, лет с 13) считают «Град обреченный».
    «Малыш» — что называется «о детях, но не для детей».

    • «Путь на Амальтею» очень люблю до сих пор, «СБТ» прочитал лишь в позднем переиздании (в доптоме ПСС) и остался удручен. «Град обреченный» удручил чуть раньше — просто великоват оказался для юношеских мозгов, и привыкал я к его величию очень долго, в три захода, пожалуй. До сих пор настороженно отношусь.
      «Малыш» влюбил сразу.

    • Анчаров мне в детстве не покатил совсем (а взялся-то восторженно, после статьи о том, что якобы он написал «Кругом пятьсот» Высоцкого). А к Орлову не так давно припал — ну и решил, что по крайней мере «Альтист» не столько отдельный кунштюк, сколько переходное звено от Булгакова к Стругацким.

  11. По детским могу добавить предпочтения дочки-младшеклассницы
    Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика»
    Нестайко «В стране солнечных зайчиков», «Единица с обманом» (А вот «Пятерка с хвостиком» и «Тореадоры» что-то не пошли)
    Пивоварова «О чем думает моя голова», » Верная собака Уран», «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А»»
    Драгунский «Денискины рассказы»
    Медведев — помимо «Баранкина» есть и рассказы (особенно «Летающая собака»)
    Олеша «Три толстяка»

    • речь шла о детской ФАНТАСТИКЕ — при чём тут «Денискины рассказы» или «Единица с обманом»?.. Тут только «чемоданчик» в кассу…

      • Но тем не менее.
        «Приключения желтого чемоданчика» — практически НФ
        «В стране солнечных зайчиков» — пожалуй, что фэнтези
        «Три толстяка» — стимпанк 🙂

        И еще дичайшая смесь фантастики с фэнтези у Постникова («Карандаш и Самоделкин»)

        • «Три толстяка» стали стимпанком только в нашем комиксе — механическая кукла сама по себе для стимпанка недостаточна. Оживающие автоматоны и иные куклы были ещё у немецких романтиков.

          «Чемоданчик» я выше разрешил 🙂

          «зайчики» сомнительны

          «Карандаш и Самоделкин»… нет, тоже вряд ли тянет на фантастику… А вот «Непоседа, Мякиш и Нетак» Чеповецкого (часть вторая) — пожалуй, ближе к фантастике, ну, фантастической сказке…

      • Не забыл — не знал.
        В Уфе с казанскими книгами очень плохо было.
        А схожий бестселлер был. Довоенная ФБП, где 2 школьника из Башкирии попадают в пещеру к немецким шпионам. Момент запомнился, как шпионы картошку жарили на электросковородке. В пещере.
        Еще бы название вспомнить…

        • Точно довоенная? Пересказ напоминает сразу и о «Прощайте, серебристые дожди» Бикчентаева, и о За все хорошее — смерть» Ибрагимбекова-старшего.
          На всякий случай заклинаю «Тайну стоит жизни» не читать.

  12. а почему для малышей нет «Необыкновенные приключения Карика и Вари»? такое крутое пособие по жизни насекомых.
    наерное можно было ещё Адамова с Тайной двух океанов, но в принципе можно и Жюль Верном ограничиться.
    И мне тоже Плутонии не хватает, в детстве зачитывалась и перечитывалась.

    • Так речь же о литературе, а не об энтомологии с прочей ботаникой. Мне Ларри в детстве не попался, а в зрелом возрасте впечатления не произвел. И детям моим не понравился. Потому и не в списке.

      • Скорее из педагогических. Можно спорить о том, хорошая это книга или плохая, но она, на мой взгляд, совершенно недетская.

        • С пониманием. Но еще раз напомню, что ровно в том же возрасте читаются и препарируются «Война и мир» с «Преступлением и наказанием» — ну и теперь вот Солженицын вместо Шолохова.

          • Мне сложно это лаконично объяснить, но и «Война и мир» и «Преступление и наказание» мне кажутся более подходящими для детей книгами, чем «Очаг на башне». В книге Рыбакова содержится некий яд, и не всякий подросток сможет его нейтрализовать. Себе в этом возрасте, например, я бы «Очаг на башне» читать не посоветовал.. Меня и в тридцать-то от него трясло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *