Себастьен Жапризо
В январе 1917 года конвойная команда водит по французским окопам пятерку приговоренных к смерти самострелов. Казнь все не случается, и вдруг принимает чудовищное воплощение: преступников выталкивают на поле перед окопами. А утром начинается наступление. Два года спустя невеста самого безобидного из сгинувших солдатиков, несовершеннолетняя красотка с парализованными ногами, узнает обстоятельства гибели любимого и зарывается в эту историю сначала для того, чтобы узнать подробности, потом — чтобы выяснить, не ее ли суженый был одним из тех, кто вроде бы спасся из бушавенской мясорубки.
Жапризо останется в веках автором двух гениальных психопатологических детективов про выживающих женщин. Все, что он делал до и после «Дамы в очках…» и «Ловушки…», почти несущественно (хотя «Убийственное лето» задирает градус экзистенциального всесожжения до невыносимого уровня, а «Купе смертников» и киноповести лихи и виртуозны). «Помолвка», последний роман Жапризо, именно что несущественна. Хорошо придуманная и обстоятельно рассказанная история, ушлый автор которой подогнал к фабуле кучу дополнительных смыслов — в основном гуманистического свойства, — но не слишком озаботился их вплетением в сюжет. Текст, выгонявшийся, такое ощущение, на голой технике, представляет собой привычную автору и милую ухогорлоносу его постоянной протагонистки кружевную скороговорку про синие жакеты с выточками, сердитых тетушек, мускулистых молодцев на мотоциклах и, естественно, прикосновения, которые не забываются. К тому же на старости Жапризо впал в низовую классическую традицию, насытив текст деталями и фигурами вроде преступных капитанов и мстительниц с кинжалом, свойственными, скорее, книгам про Рокамболя и прочие парижские тайны.
В общем, для любого другого автора это было бы вполне удачное и мастеровитое изделие, заслуженно претендующее на успешную экранизацию (привет Одри Тоту). У любого другого автора я бы такое сроду читать не стал (пока, Одри Тоту). А на имя Жапризо повелся.
Победил он меня напоследок.
Да, вот как-то всё не доходят руки до экзистенциальных детективов. Ну, Жапризо да тех двух братьев, Буало и Нарсежака.
Запомню, что следует заценить у Жапризо.
«Дама в очках и с ружьем в автомобиле» — абсолютно обязательное чтение.
++++
Отличный детектив и, местами, триллер о природе реальности:)))
Хорошо.
У меня, кстати, под рукой Убийство в спальном вагоне, так что начну с него.
Ну, можно — хороший полицейский детектив с классной подляной в фабуле. Но представления о творческом методе и степени крышесносности автора он все-таки не дает.
А как же Прощай, друг? А Бег зайца по полям? Классика ведь. Кинематографа)
Автоцитата: «…а «Купе смертников» и киноповести лихи и виртуозны».
Я ограничился фильмом, а на книгу даже заглядываться не стал.
История слишком запутанная.
Ну, судить по книгам о фильме не самое продуктивное занятие. Но книгу я бы не рекомендовал никому. Но и отговаривать от нее никого не стал бы.
Да уж, «Зарубежный детектив 1980» в прежние времена достать было невозможно. Точнее просились совершенно дикие деньги для меня, тогда студента 🙂
Рублей 15?
В 80-м вроде «Убийственное лето» было, а «Дама» несколькими годами раньше.
Мне знакомые году в 88-м подарили «макулатурный» покетбук, рассыпавшийся уже — они к тому времени хардковер нашли. И я пропал.