Нил Стивенсон
Пластмассовый мир победил, потому что пластмасса оказалась нанотехнологическими алмазами. Из них строят острова, замки и новую жизнь, спокойную, сытую и гарантирующую каждому нищеброду похлебку и крепкие штаны. Нищеброды качают мышцы, копят гроши на лобометы и с завистью косятся на элиту, впавшую в новое викторианство – с цилиндрами, веерами, позволяющими отмахиваться от туч вирусов-шпионов, и расфуфыренными детками в кружевах. Самому видному джентльмену мало кружев – он намерен вырастить из дочки безусловного лидера Вселенной. Обеспечить это должна созданная по слову джентльмена интерактивная книга, уникальная и единственная в своем роде, которая научит, воспитает, да и просто спасет. Лидер, понятно, может быть только один – но тотальное шпионство нового мира уничтожило тайну как класс, а книга нужна многим отцам. В том числе отцам наций.
Стивенсон гений, и это диагноз. Он напоминает расслабившегося Гойю, который проминает тонкую моторику на тетрадном листочке, штучно отделывая всякую клетку. Причем за каждым завитком незримо болтается отдельная развесистая история, и автор готов выдать ее по первому требованию, в деталях и запахах – но кто ж потребует. Читателю бы с текущим нарративом справиться да успеть поймать слом характеров и эпох. Знакомство с историей слегка помогает – в конце концов, где Виктория, там и восстание боксеров, а где верхи не могут, там и низы с красной книжечкой. Еще помогает блестящий перевод Екатерины Доброхотовой-Майковой – если я правильно понимаю, именно с «Алмазного века» она позволяет Стивенсону говорить по-русски – всем нам на радость, переходящую в счастье. Все равно расслабляться читателю нельзя – алмаз играет и слепит, но в стукалку победит по-любому.
Плотную изощренность письма можно было бы списать на талант, опыт, любознательность и изощренность автора – кабы не проклятый школьниками фактор поднимаемых проблем. «Алмазный век» формально считается продолжением «Лавины» и даже содержит пару замаскированных ссылок на нее. Но «Лавина» — это пусть сложновывернутая, но почти линейная история типовых трикстеров в гипермодернизированных обстоятельствах. А «Алмазный век» — это вдумчивое исследование феномена далеко идущей стратегии, обреченной на провал по определению. Потому что каждый практический шаг чуть-чуть, да отличается от расчетного и чуть-чуть иначе воздействует на объект, который находится в уже чуть-чуть ином положении.
Не бывает букваря без красных флагов. И выпускницам Смольного приходится выбирать не платье для бала, а оружие для ближнего боя.
Звание благородной девицы обязывает.
А «Анафем»-то как хорош!
Я бреду к нему верным путем, щурясь от предвкушений.
в 94-98-м я столько англоязычной фантастики начитался, что из ушей текло. банально переел. а когда относительно недавно попытался откусывать понемногу («Звёздная пыль», Люциус Шеппард и т.д.) — как-то не впечатляло. сейчас читаю твой (и другие тоже) отзыв, вижу, что иные шикарные вещи проходят мимо меня, но понимаю, что вряд ли полезу в это вторично. так что мораль проста, как мычание ягнят: всё надо читать в меру.
У меня, вишь, строго наоборотская ситуация была: я всё переводное постсоветское прощелкал. И мне теперр харашоу!
О, Стивенсон слушает Гражданскую оборону? Здорово!
Прикупил Криптономикон, но когда до него доберусь — не знаю.
Смотрю, в магазинах книги Стивенсона исчезают сразу после выкладывания на полку. Любят и ценят его в наших краях, видать.
Любит народ наш всякое НФ. (с) Стивенсон
Криптономикон ИМХО не лучшая его вещь, beware.
А какая лучшая?
Лучшая — не знаю, я не всё пока что у него читал. Мне очень «Барочный цикл» понравился.
Кстати, стоит заметить, что ни Криптономикон, ни Барочный цикл, строго говоря, фантастикой не являются. Ну, есть там пара фантастических допущений (в К. считай и нет), но так, вкуса добавить.
Вообще, я не хочу сказать, что Криптономикон плохая книга. Там две сюжетные линии — 30-40е годы и примерно наше время. Так вот первая это просто блеск, обнять и плакать. И на этом фоне современная линия малость разочаровала, унылый недокибербанк «пра кампьютеры и кулхацкеров», которого в западной литре наштамповано и без того немало.
Полностью согласен. Общая концовка тоже так себе. Но я свое время за первую сюжетную линию простил все остальное 🙂
С чего-то же надо начинать. Не с Барочного же цикла.
Я начал с него, не мог оторваться 🙂
Ну вообще да, Криптономикон вполне для начала подойдет.
Да-а-а. Жаль только, что переиздать никак не соберутся.
Четыре, что ли, издания было? Ну и пятого не миновать, полагаю.
Переиздания были, да. Я жду в оформлении «Анафема» и прочих.
АСТ вроде выкарабкался вполне, так что должно быть, я полагаю.
Было бы здорово. Какой-то я разборчивый стал, хм (:))
(сочувственно) А все лихие 90-е с их вечными разборками.
А, про компьютеры… Надоело.
Ну, если «Путеводитель по Галактике» про луноход, то «Алмазный век» — про компьютеры, все верно.
Не, Путеводитель — он про полотенца.
Полу-тенца. Это важно.
Не читал, кстати, но осуждаю (себя).
Стивенсон — это голова.
И такое ощущение, что не одна.
Эх! Я же как раз прямо сейчас его читаю! Но если честно, то идет как-то похуже Лавины (про Криптономикон вообще молчу). Однако, еще меньше половины прочитано, может дальше разгонится…
Ну там строй квазивикторианский, конечно, в то время как «Лавина» в сайберпунк играла. По мне — так зашибенно ваще.
Ну по мне так «сайберпунка» больше: нанотехнологии, матсборщики и т.п. Так что не в этом дело: то ли язык, то ли сюжет… Впрочем, дайте дочитать, потом выскажусь 🙂
Не дам! А вот не дам! Нечитайнечитайнечитай!!
Поздно…. Уже читаю
ой, вы так завлекательно пишете…
(моргая честными глазенками)
Это не я, это Стивенсон!
Ну…, как минимум с оной девицей сработало! ))) А вообще, да…. гений! люблю его нежно со времен «Криптономикона», фанатею с барочного цикла и облизываюсь на «Анафем», под него нужно выделить отдельный спокойный период. Есть еще одно наблюдение. Стивенсон это такой отличный стимулятор креативности. В работе после него «прет» не подетски. )))
Да, растормаживает безоговорочно.