«Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»

Нил Стивенсон

Пластмассовый мир победил, потому что пластмасса оказалась нанотехнологическими алмазами. Из них строят острова, замки и новую жизнь, спокойную, сытую и гарантирующую каждому нищеброду похлебку и крепкие штаны. Нищеброды качают мышцы, копят гроши на лобометы и с завистью косятся на элиту, впавшую в новое викторианство – с цилиндрами, веерами, позволяющими отмахиваться от туч вирусов-шпионов, и расфуфыренными детками в кружевах. Самому видному джентльмену мало кружев – он намерен вырастить из дочки безусловного лидера Вселенной. Обеспечить это должна созданная по слову джентльмена интерактивная книга, уникальная и единственная в своем роде, которая научит, воспитает, да и просто спасет. Лидер, понятно, может быть только один – но тотальное шпионство нового мира уничтожило тайну как класс, а книга нужна многим отцам. В том числе отцам наций.

Стивенсон гений, и это диагноз. Он напоминает расслабившегося Гойю, который проминает тонкую моторику на тетрадном листочке, штучно отделывая всякую клетку. Причем за каждым завитком незримо болтается отдельная развесистая история, и автор готов выдать ее по первому требованию, в деталях и запахах – но кто ж потребует. Читателю бы с текущим нарративом справиться да успеть поймать слом характеров и эпох. Знакомство с историей слегка помогает – в конце концов, где Виктория, там и восстание боксеров, а где верхи не могут, там и низы с красной книжечкой. Еще помогает блестящий перевод Екатерины Доброхотовой-Майковой – если я правильно понимаю, именно с «Алмазного века» она позволяет Стивенсону говорить по-русски – всем нам на радость, переходящую в счастье. Все равно расслабляться читателю нельзя – алмаз играет и слепит, но в стукалку победит по-любому.
Плотную изощренность письма можно было бы списать на талант, опыт, любознательность и изощренность автора – кабы не проклятый школьниками фактор поднимаемых проблем. «Алмазный век» формально считается продолжением «Лавины» и даже содержит пару замаскированных ссылок на нее. Но «Лавина» — это пусть сложновывернутая, но почти линейная история типовых трикстеров в гипермодернизированных обстоятельствах. А «Алмазный век» — это вдумчивое исследование феномена далеко идущей стратегии, обреченной на провал по определению. Потому что каждый практический шаг чуть-чуть, да отличается от расчетного и чуть-чуть иначе воздействует на объект, который находится в уже чуть-чуть ином положении.
Не бывает букваря без красных флагов. И выпускницам Смольного приходится выбирать не платье для бала, а оружие для ближнего боя.
Звание благородной девицы обязывает.

34 thoughts on “«Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»

  1. в 94-98-м я столько англоязычной фантастики начитался, что из ушей текло. банально переел. а когда относительно недавно попытался откусывать понемногу («Звёздная пыль», Люциус Шеппард и т.д.) — как-то не впечатляло. сейчас читаю твой (и другие тоже) отзыв, вижу, что иные шикарные вещи проходят мимо меня, но понимаю, что вряд ли полезу в это вторично. так что мораль проста, как мычание ягнят: всё надо читать в меру.

    • У меня, вишь, строго наоборотская ситуация была: я всё переводное постсоветское прощелкал. И мне теперр харашоу!

  2. О, Стивенсон слушает Гражданскую оборону? Здорово!
    Прикупил Криптономикон, но когда до него доберусь — не знаю.
    Смотрю, в магазинах книги Стивенсона исчезают сразу после выкладывания на полку. Любят и ценят его в наших краях, видать.

        • Лучшая — не знаю, я не всё пока что у него читал. Мне очень «Барочный цикл» понравился.

          Кстати, стоит заметить, что ни Криптономикон, ни Барочный цикл, строго говоря, фантастикой не являются. Ну, есть там пара фантастических допущений (в К. считай и нет), но так, вкуса добавить.

        • Вообще, я не хочу сказать, что Криптономикон плохая книга. Там две сюжетные линии — 30-40е годы и примерно наше время. Так вот первая это просто блеск, обнять и плакать. И на этом фоне современная линия малость разочаровала, унылый недокибербанк «пра кампьютеры и кулхацкеров», которого в западной литре наштамповано и без того немало.

          • Полностью согласен. Общая концовка тоже так себе. Но я свое время за первую сюжетную линию простил все остальное 🙂

  3. Эх! Я же как раз прямо сейчас его читаю! Но если честно, то идет как-то похуже Лавины (про Криптономикон вообще молчу). Однако, еще меньше половины прочитано, может дальше разгонится…

    • Ну там строй квазивикторианский, конечно, в то время как «Лавина» в сайберпунк играла. По мне — так зашибенно ваще.

      • Ну по мне так «сайберпунка» больше: нанотехнологии, матсборщики и т.п. Так что не в этом дело: то ли язык, то ли сюжет… Впрочем, дайте дочитать, потом выскажусь 🙂

  4. Ну…, как минимум с оной девицей сработало! ))) А вообще, да…. гений! люблю его нежно со времен «Криптономикона», фанатею с барочного цикла и облизываюсь на «Анафем», под него нужно выделить отдельный спокойный период. Есть еще одно наблюдение. Стивенсон это такой отличный стимулятор креативности. В работе после него «прет» не подетски. )))

Добавить комментарий для dana_lana Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *