Джим Томпсон
Помощник шерифа в техасском городке пользуется всеобщей любовью, доверием и сочувствием — потому что молоденький, симпатичный, добрый, глуповатый и со всеми пытается по-человечески, даже с алкашами и бродягами. Да еще сын уважаемого врача и невинный брат неприятного умника, напавшего на маленькую девочку, отсидевшего свое и нелепо погибшего. А молодому симпатяге, соображающему быстрее еще не изобретенных ЭВМ и читающему медицинские журналы на десяти языках, все труднее притворяться глупым добряком. Еще труднее удерживать желание отомстить. Местному воротиле за брата, взявшего на себя чужую вину, подружкам — за легкомыслие, а всему миру — за то, что с детства, с той самой девочки, будущий помощник шерифа никого не убивал.
Джим Томпсон считается классиком нуара, а изданный в 1952 году «Убийца внутри меня» — вершиной жанра. Правда, вершина оказалась заметной не сразу. Отчасти из-за беспрецедентной жесткости и жесткости сюжета, отчасти из-за репутации самого автора, убежденного левака и коммуниста, преследовавшегося маккартистами. Изданная в мягкой обложке книжка долгое время считалась стандартным палпом, потом Томпсон стал сценаристом Кубрика (назвавшего «Убийцу внутри меня» самой леденящей криминальной историей от первого лица), потом Берт Кеннеди сделал экранизацию со Стейси Кичем — и роман стал культовым у режиссеров и рокеров вроде Брюса Спрингстина. Массовым переизданием этого года (и российскому переводу тоже) книга тоже обязана экранизации с младшим Аффлеком в главной роли. Экранизация нашумела: половина критиков оживленно обсуждала состояние мозгов режиссера Уинтерботтома, плавно перешедшего от музыкального порно к садослэшерам, другая половина пыталась понять, что именно их шокировало: вдумчивый показ того, как женское лицо превращается в кровавую кашу, или то обстоятельство, что лицо принадлежит симпатичнейшей Джессике Альбе.
Вне зависимости от экранизаций следует признать, что роман силен, крепко сколочен и исторически бесценен. Поскольку, помимо прочего, разнообразно отражает эпоху послевоенного нуворишства и бродяжничества, вульгарного фрейдизма и азартной охоты на ведьм, а также загоняемого поглубже нервного напряжения, которая позднее вылилась в довольно разнообразные актуальности вроде массовой социопатии, серийных убийств, маршей мира и рок-н-ролла.
Другое дело, что триллер Томпсона слишком похож на другие триллеры и детективы. Не Чандлера с Кейном, на которых Томпсон оглянулся да пошел себе дальше, а на бесчисленных Чейзов, активно дравших у классика идеи, героев, сюжеты и диалоги. Но это уж не автор, конечно, виноват.
Короче, перечитывать «Убийцу внутри меня» будут немногие, но читать надо.
Миша Зимнезадов ценен среди прочего и тем, что найти у него два похожих фильма невозможно в принципе. как будто пересадку мозга каждый год делает.
кстати, насчет Чейза и плагиата: был же известный скандал в самом начале карьеры товарища, еще в 40-е, когда его прищучили за цитаты по площадям таки из Чандлера.
Насчет Чейза — а что ему оставалось делать, если он всего себя посвятил американской преступности, совершенно ничего не зная ни про Америку, ни про преступников. С Чандлером его поймали — а сотни иных передираний остались незамеченными.
Кино, наверное, смотреть не буду — при всей симпатии к Альбе и уважении к Аффлеку-мл. (про детку фильм сильным, но вполне душераздирающим получился — ну и хватит с меня).
детку? какого детку?
у тов. Уинтерботтома самое, наверно, душевное за всю дорогу — этот недавний прикол по Тристраму Шенди. ну и Круглосуточные тусовщики, ясен кран, но уж больно компания родная.
Это я про Аффлека речь вел. Подряд посмотрел два фильма с ним, один другого слаще: Gone Baby Gone и The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford — ну и зарекся временно.
А Уинтерботтома и вовсе как-нибудь обогну.
а, ну на актеров-то у меня памяти никакой в принципе, тем более на нынешних. но джесси джеймса видел, конечно.