«Стивен Кинг: король темной стороны»

Вадим Эрлихман

Добросовестная, но бестолковая попытка посмотреть на феномен и биографию знаменитого писателя из России. Большую часть текста занимает старательный пересказ текстов Кинга, в первую очередь дидактико-биографических мегаэссе On Writing и Danse Macabre, а также интервью и прочих википедий. Эрлихман честно пытается вывернуть каждый абзац на свой лад, но своего у него лишь стыдливая нелюбовь к стране происхождения, что заставляет автора, с одной стороны, то и дело журить Кинга за страшные ужасы – мол, у нас бы ты понял, чего бояться надо, — а с другой, уверенно лажать чуть ли не в каждой фактурной строчке. С легкостью необыкновенной Эрлихман уверенно поминает «трижды экранизированный роман Курта Сьодмака «Мозг Донована» (наш Александр Беляев переписал его под названием «Голова профессора Доуэля»)», а абзацем ниже пытается усилить эффект: «В фантастику дезертировал и Ричард Матесон — один из любимых авторов СК. Герой его романа «Удивительный уменьшающийся человек» (1955) вдруг начал уменьшаться… В Советском Союзе переперли и этот сюжет — Ян Ларри сделал из него любимый многими роман «Необыкновенные приключения Карика и Вали»». Это ведь надо было очень постараться с оскорблением. В обоих случаях наши, естественно, успели лет на двадцать раньше – но тонкость в том еще, что именно в 1942 году, когда вышел «Мозг Донована», Беляев умер от туберкулеза в оккупированном Пушкине, а Ларри в 55-м оставался год до реабилитации после лагеря.
После этого, конечно, неудивительно, что создателя «Дюны» у Эрлихмана зовут Джеймсом, а не Фрэнком Хербертом, что советский журнал «Звезда» оказывается «армейским», что Дрю Берримор начинает восхождение на Олимп с «Воспламеняющей взглядом», а вовсе не с E.T., что Дино Де Лаурентиса автор называет исключительно студией и пишет строго в кавычках, и что режиссер Кроненберг у Эрлихмана внезапно вспоминает «о своих скандинавских корнях». Того же класса и собственные наблюдения Эрлихмана типа: «С конца 60-х ничего нового в жанре киноужасов не изобреталось — режиссеры просто использовали все более навороченные спецэффекты, изображая тех же зомби, вампиров и инопланетян». Или совсем пучеглазое: «Только в России положение безрадостное — мастера ужасов как не было, так и нет. На эту роль пытаются определить то сибиряка Юлия Буркина, то талантливого москвича Максима Чертанова, то совсем уж безвестных литературных поденщиков (не хочется называть имен). Все напрасно. Можно списать это на нашу целомудренность, но более вероятно, что российская жизнь пока слишком полна реальных ужасов, чтобы добавлять к ней еще и вымышленные.»
Признать книгу совсем глупой и бессмысленной не позволяет одна главка – про переводы Кинга в России начала 90-х. Эрлихман рассказывает историю «Кэдмена», черных суперобложек и издательских драчек изнутри – он сам переводил, а когда в книге не хватало страничек, а в голове слов, просто дописывал «Кладбище домашних животных» и «Салимов удел».
Теперь понятно, почему эти романы показались мне такими стремными.

11 thoughts on “«Стивен Кинг: король темной стороны»

  1. У меня маразм. Я помню, что фактаж при редактуре правил, но не помню, почему правка не попала в макет. Стыдобище.

    • Вод кто главни злодей!
      Там, по-моему, править без мазы: или на месте убить, или отправить гулять как есть.

  2. Ну ты чо, это же герой войны с Арбитманом. Я о нем даже где-то отдельно писал, редкого талантищу мужчина.

  3. * влезае со своим местечковым

    Дописываемыми переводами навеяло.

    В «Фениксе» в книгоиздацкие благословенные девяностые вышла новая, доселе нигде неиздаваемая «Анжелика в России». Какой это был бешеный успех!!

    • Re: * влезае со своим местечковым

      Обычно перед демонстрацией нового фильма давались анонсы в афишах и плакатах, развешивавшихся в классах, а на этот раз маленькие афишки раздавались по рукам:
      CЕГОДНЯ
      в 8 часов веч. в Шкидкино идет новая фильма —
      только для взрослых
      ПУПКИН ДОН-ЖУАН
      В первый раз за долгое время Белый зал был переполнен. Явно неприличную ленту шкидцы смотрели смакуя и гогоча.

      • На самом деле, увы, это не такая уж книга, как хотелось бы. Это, конечно, не Эрлихман, но все же далеко и не Эккерман.
        Из рук в руки могу передать или в Коньково или на Шаболовке. Или попробую послать нашим курьером, так было бы удобнее всего. Для конспирации придется подложить пару наших журналов, видимо.

        • Меня, безусловно, устроит любой вариант. Первый, конечно, человечней, ну и я бы сразу своей книжкой отдарился, например — так ведь надо специально ехать (я ни там, ни там в обыденном режиме не бываю). Достоинства второго варианта очеивдны — особенно если курьер, например, согласится встречный пакет принять.
          Сейчас в личку всю правду напишу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.