Поступательный процесс

Теперь подробнее о том, как сын поступал и поступил. Предполагаю, кому-то это может пригодиться.

32.18 КБ

В десятом (он же предпоследнем) классе никаких идей по поводу будущего у пацана не было – кроме одной: в армию пока почему-то не хочется, а, не поступив, идти придется, поскольку 18 исполняется почти за полгода до выпускного. Исходные данные были такими: школа с физматуклоном, математика нравится (олимпиадник без особых достижений и т.д.), физика и информатика нормально (траблы с преподами оставим в скобках), русский дается легко (тоже олимпиадник с сопоставимыми результатами), к литературе отношение спокойно снисходительное (увы), химия и история – предметы холодной ненависти (несмотря на это, был однажды вписан в историческую олимпиаду – чисто для толпы, и вроде не опозорился). Эта ненависть начисто исключала все гуманитарные варианты (и наше осмысленное участие в процессе подготовки), а также компромиссы, придуманные мной от отчаяния. Дольше всего я ныл про математическую лингвистику, но в итоге сдался. Не надо оно ему, чего делать.
Тут еще такая тонкость: наш класс был три года разделен на две части, экономическую и физмат. Сын поначалу сунулся в экономическую, сбежал оттуда на третий день, отплевываясь, и ни разу об этом не пожалел, пшкленты технарь. Соответственно, всякие экономики исключались также.
Последнее школьное лето сын провел в напряженных консультациях с дружками-балбесами, которые успели поступить годом-двумя раньше. И поставил нас перед фактом: Бауманка, ИУ, причем ИУ8. Мы вздохнули.
Бауманка – это МГТУ им. Баумана, лучший технический вуз страны.
ИУ – это факультет «Информатика и системы управления», самый престижный, многобалльный и загадошный, как пещеры Лихтвейса.
ИУ8 – это кафедра «Информационная безопасность», почти поголовно заполняемая олимпиадниками и прочими бессмертными. Круче нее, если я правильно понял, только ИУ9 («Теоретическая информатика и компьютерные технологии»), которая до последнего времени формально не существовала, и ИУ10 («Противодействие техническим разведкам»), официально не афишируемая до сих пор – но на обе кафедры набор происходит по совсем особой схеме и нас не интересует.
Мы изучили материалы бауманских сайтов и форумов, сходили на «День открытых дверей» и убедились, что большинство мест на факультете заведомо отходит выпускникам лицея при университете, а также стобалльникам, которые каждое лето атакуют вуз в количествах, сильно превосходящих число учебных мест. Нам переходить в лицей было поздно – да и не шибко хотелось, честно говоря. Поэтому мы решили готовиться исходя из имеющихся возможностей – но при этом постарались не упустить ни одну, забив рукава тем, что казалось нам козырями.
Во-первых, методом настойчивого зомбирования мы заставили сына впасть в учебное усердие, которое (иногда) шокировало нас самих. Тут важно понимать, что в 11-м классе никто ничего не проходит: учебный процесс сводится к изнуряющему натаскиванию учеников на конкретные ЕГЭ.
Во-вторых, я подкинул любимому первенцу любимый «Криптономикон» и несколько книжек про проблемы шифровки.
В-третьих, мы нашли ему двух близких вузу репетиторов, по физике и математике (ой дорогущих, мамочки) – несмотря на заклинания школьных преподов, уверявших, что вузовские спецы готовят к ЕГЭ препаршиво.
В-четвертых, сын вписался в проект Бауманки «Шаг в будущее», куда берутся все желающие – а те, кто дошел до финиша и защитил работу на заданную тему, зачисляются в вуз автоматом.
В-пятых, сын вписался во все математические и физические олимпиады, победа в которых гарантирует тот же «автомат», а призовое место дает ЕГЭшные 100 балов по данному предмету.
В-шестых и почти случайных – я обнаружил на сайте Бауманки список предприятий, имеющих право целевого направления на учебу. Сперва я по этому поводу криво поухмылялся – мол, знаем мы, кого в целевики берут: по блату, родственничков и все такое. Потом подумал, решил, что терять нечего, и позвонил по одному из телефонов. Каково же, как говорится, было мое. В общем, через пару дней после первого звонка мы посетили отдел кадров одного из оборонных НИИ и после недолгого собеседования вошли в предварительный список граждан, которых предприятие готово целевым образом направить на обучение в Бауманку — в обмен на трехлетнюю отработку по окончании вуза. Правда, ИУ8 уже занял соискатель, успевший на собеседование чуть раньше. Сын пожал плечами и согласился идти на сопоставимую и почти такую же симпатичную ему специальность того же факультета.
После этого нам осталось мучиться предчувствиями и ждать суматошного лета, когда придется выстаивать суточные очереди в приемные комиссии, лебезить перед доцентами и заниматься прочими полезными делами, о которых рассказали коллеги, пристраивавшие отпрысков годом раньше.
Дальше коротко.
«Шаг в будущее» отвалился почти сразу – сын явно не увидел смысла в найденной теме, потерял кураж, пропустил пару встреч с научным руководителем и был вычеркнут из списка. А «Криптономикон» так и не прочитал.
Потом отвалились олимпиады – на обеих парень прошел во второй тур, а дальше не получилось.
Тут меня дернула нелегкая позвонить в НИИ – и кадровик сообщил, что у нас тут, понимаете, возник небольшой внутренний конкурс, так что не факт, что направление получите именно вы – так что позвоните через пару месяцев.
А потом начались экзамены. Сын сдал их в самурайском стиле, уверенно, лихо и с почти вычисляемым коэффициентом понижения. Русский, который не готовил вообще, на 82 балла, математику на 74, физику на 65. Восемь месяцев занятий с репетиторами, по словам сына, помогли решить 1 (одну) задачу по математике – остальное обеспечила школьная муштра. Физике репетитор помог сильнее – но не всепобеждающе, как мы видим.
Итого вышел 221 балл – при прошлогоднем проходном минимуме в районе 270. Это копец, понял Штирлиц.
И тут начались приятности. Сперва позвонил кадровик НИИ и предложил приходить за направлением, как только результаты ЕГЭ будут на руках – тема внутреннего конкурса, похоже снялась сама собой. Немедленно выяснилось, что показанный нашим парнем в точных дисциплинах результат не просто лучший в школе и сильно выше среднего по стране. Он более чем конкурентоспособен, потому что ЕГЭшные задания по математике и физике в этом году были просто зверскими.
Тут нам в голову ударила звезда, и мы принялись фантазировать на тему «А зачем нам целевое» — придется три года работать за копейки, в Турцию отдыхать, поди, не выпустят, да мы и сами поступим, ну и так далее. Но мы все-таки решили получить направление – так, шоб було.
У любимого кадровика нас ждал еще один сюрприз: выяснилось, что соискатель ИУ8 выбыл, так что нас могут направить и туда. Сын подумал и твердо сказал: не хочу. А хочу туда, куда вписали – в компьютерные системы и сети.
Это было в пятницу. Днем раньше сын отвез документы в МИЭМ и МАТИ (у которых давние дружеские контакты с нашей школой), а также МИФИ (за компанию с одноклассницей). Все выходные мы с родней и знакомыми обсуждали на даче, задействовать все-таки направление или нет, решили, что пока не стоит – ведь можем и так пройти, не в Бауманку, так в МИЭМ, который теперь слился с ВШЭ – поди плохо. Мы выстроили пару изощренных схем вытаскивания направления из-за пазухи в последний момент и решили рассказать об этом кукующему в городе сыну в понедельник – едва он проснется. Сын ведь не только куковал, он третий уикэнд подряд работал в «Лужниках» стюартом и буфетчиком, и после 12-часовой смены явно не мог проснуться раньше полудня.
Сын позвонил в десять утра и сказал: «Все нормально, я в Бауманке, все документы, направление и оригинал аттестата сдал».
Оказывается, он в выходные не только куковал и сэндвичи крутил. Он завел в системе «Вконтакте» голосовалку для друзей: «итак, я уже дико запутался, а потому нужно объективное мнение со стороны. куда поступать, в Бауманку по целевому или в МИЭМ ВШЭ? по баллам, надеюсь/допустим, прохожу и туда, и туда. казалось бы, ответ очевиден, куда идти. но есть пара вещей, которые меня смущают в целевом» — ну и т.д., а дальше вопрос: «куда бы пошли _Вы_ и почему?»
Проголосовали 63 человека, почти все сказали «Конечно, Бауманка». Не обошлось и без трогательного:
— А что родители говорят?
— х… знает, они на даче )))
— У них то спроси епте,а так я за первый вариант
— да они как бы тоже к бауманке все-таки склоняются
(…)
— ну в итоге свой внутренний голос слушай:)
— ну да, тоже верно ) но в данный момент мой внутренний голос просит есть
— ну тогда поешь и послушай его еще раз как вариант. ну Бауманка все же лучше! я бы ее выбрала)

Мы вскричали, заохали, порыдали и смирились. И с силой демократического централизма, и с решением сына, и с тем, что он вроде как взрослый, и с тем, что так нам и не пришлось стоять в очередях и делать что бы то ни было еще, связанное с пристраиванием милого наследничка.
Вчера ректор Бауманки подписал приказ о зачислении целевиков – в том числе нашего сына. Сегодня сын официально уведомил МАТИ и МИЭМ о том, что его можно вычеркивать из списка рекомендованных к зачислению. Вопрос о том, прошли бы мы в МГТУ без направления и в МИФИ вообще, торжественно переводится в разряд сослагательных и неважных. Наши одноклассники, в том числе не воспользовавшиеся подсказкой про целевое направление, ждут результатов.
В общем, товарищи, не повторяйте их ошибок – да и наших тоже. Своих вам хватит более чем.
Удачи – и еще раз ура.
Улым, ты молодец.

29 thoughts on “Поступательный процесс

  1. Поздравления! Но пусть будет готов к трем годам вероятного разочарования после диплома. Если хотите, подкину ссылок о грустном положении молодых специалистов в оборонке, но это нынешняя ситуация, изменения к лучшему через 5 лет не исключены.

    Молодец парень, молодец.

    А что, бабушек-дедушек в точных науках и технологиях тоже нет?

    • Ну вот как сын формулировал легенду к голосовалке:
      «то есть меня устраивает и должность, и график очень удобный, но, блин, смущает зп. ибо на первых порах она будет составлять 25 тыщ рублей. хоть там и есть карьерный рост и в отделе кадров говорили, что нек-рые потом и по 70 тыщ получают, там же, естественно. но кто знает, сколько будет длится это мое движение по карьерной лестнице? но зато это сразу на бюджет, и можно будет добавлять к этим 25 тыщам те деньги, которые пришлось бы тратить на оплату обучения (ибо без целевого на бюджет в Бауманку не прохожу), а они там нехилые, то есть, плюс сэкономленная десятка в месяц, это уже более-менее приемлемо. но вот опять же, кто знает, вдруг, закончив МИЭМ и имея свободу выбора профессии, устроюсь туда, где буду сшибать сразу раза в 2 больше? тем более, МИЭМ крутые сейчас, их объединили с вышкой, а значит, тут тебе и востребованность, и сфера деятельности расширяется. так что такие вот пироги, и на раздумья у меня всего один уикенд, а потому обращаюсь за вашей помощью, дорогие друзья ))»
      Как решил, так и решил.
      У меня отец химик-технолог, но по специальности работал только в ранней молодости, до КамАЗа. Ну и дядья всякие инженеры, но тоже по автопрому шли. Ни в компутерных делах, ни в матане от них помощи не дождесси, понятно.
      Спасибо!

      • Меня просто интересует, как он вышел на точные и на технологии, будучи в чисто гуманитарном окружении. Но теперь примерно понятно.

        Рассуждает относительно здраво, но главное не низкая з/п. В некоторых фирмах «оборонки» молодые специалисты сейчас волком воют, потому что не получают разумных и интересных задач. На эти разумные и интересные, а потому перспективные задачи ставят «блатных» или «правильных», которые эти задачи нередко запарывают. Впрочем, это в очень многих отраслях банальная деталь рабочего процесса, так что нечего сейчас ерунду молоть.

        • Алгоритм, я так понимаю, простой: физматшкола, точные дисциплины вполне даются, гуманитарные выглядят прибежищем слабаков, к тому же родители с двух сторон дуют в уши: на журналистику не иди, это не образование (истинная правда). Нуивот (с).
          А про интересные задачи все понятно. Но первые три года любая задача относится к интересной — а за пивом гонять, надеюсь, на режимном предприятии не будут.

    • Спасибо, Жень!
      На ближайшие семь лет — да. А там с дочкой аналогичный краковяк начнется.

  2. шамилечка, поздравляю! и всю семью в твоем лице. и хочу заметить, что в современных реалиях дать детям лучшее образование непросто, и дорогого стоит. и три года в оборонке — это не та цена, которую надо бояться платить. на выходе-то — сплошные плюсы. так что, ты молодец, потому что такое клевое решение придумал, а нурыч — вдвойне молодец, что сделал правильный, я уверена, выбор. а ряйкиннен — молодец, что стоически перенесла все ужасы экзаменационных сессий. а динаур просто молодец. вот. пс. а где шампанское-то??? ну или хотя бы арбуз. цалую всех. и жду в офисе вовремя 🙂

  3. Поздравляю! Путь от картинки для привлечения внимания до сегодняшнего результата замечательный!

  4. С близкими исходными данными так и не решился попытать удачи в МФТИ. Хотя окучивали меня года три… Давно это было.

    Ещё раз поздравляю!

    • У меня одноклассник таки пошел в физтех. Не знаю, закончил, чи нет, но по бизнесу в свое время поднялся круто. Косметикой торговал. А потом опять потерялся.
      Все к лучшему, в общем.
      Спасибо!

  5. Новоиспеченного студента поздравляю — и с поступлением, а ещё больше с тем, что прекрасные родители ему достались!

  6. э как вы основательно подошли. я в восторге.
    мои родители в свое время активно забили на сложный процесс выбора.
    в итоге, первый год я учился в техникуме, а потом в весьма странном универе. но ничего, сейчас все в порядке)

    • Я в свое время пошел мимо родительских навыков, в журналистику — они страшно озаботились и пытались помочь чем можно и нельзя. С сыном ситуация сразу приобрела явную сопоставимость — ну и западло было рушить традицию.

  7. Мои искренние поздравления!!! Уже столько лет прошло, мы с братом давно выучились, а мама каждое лето не перестает повторять, как же хорошо, что всё это в прошлом.

    • Я почти двадцать лет как отучился, а до сих пор второй по частотности страшный сон — экзамен, который через полчаса, а я даже не представляю, что за предмет (на первом месте, конечно, пустые полосы за час до дедлайна).
      Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *