Поступательный процесс

Теперь подробнее о том, как сын поступал и поступил. Предполагаю, кому-то это может пригодиться.

32.18 КБ

В десятом (он же предпоследнем) классе никаких идей по поводу будущего у пацана не было – кроме одной: в армию пока почему-то не хочется, а, не поступив, идти придется, поскольку 18 исполняется почти за полгода до выпускного. Исходные данные были такими: школа с физматуклоном, математика нравится (олимпиадник без особых достижений и т.д.), физика и информатика нормально (траблы с преподами оставим в скобках), русский дается легко (тоже олимпиадник с сопоставимыми результатами), к литературе отношение спокойно снисходительное (увы), химия и история – предметы холодной ненависти (несмотря на это, был однажды вписан в историческую олимпиаду – чисто для толпы, и вроде не опозорился). Эта ненависть начисто исключала все гуманитарные варианты (и наше осмысленное участие в процессе подготовки), а также компромиссы, придуманные мной от отчаяния. Дольше всего я ныл про математическую лингвистику, но в итоге сдался. Не надо оно ему, чего делать.
Тут еще такая тонкость: наш класс был три года разделен на две части, экономическую и физмат. Сын поначалу сунулся в экономическую, сбежал оттуда на третий день, отплевываясь, и ни разу об этом не пожалел, пшкленты технарь. Соответственно, всякие экономики исключались также.
Последнее школьное лето сын провел в напряженных консультациях с дружками-балбесами, которые успели поступить годом-двумя раньше. И поставил нас перед фактом: Бауманка, ИУ, причем ИУ8. Мы вздохнули.
Бауманка – это МГТУ им. Баумана, лучший технический вуз страны.
ИУ – это факультет «Информатика и системы управления», самый престижный, многобалльный и загадошный, как пещеры Лихтвейса.
ИУ8 – это кафедра «Информационная безопасность», почти поголовно заполняемая олимпиадниками и прочими бессмертными. Круче нее, если я правильно понял, только ИУ9 («Теоретическая информатика и компьютерные технологии»), которая до последнего времени формально не существовала, и ИУ10 («Противодействие техническим разведкам»), официально не афишируемая до сих пор – но на обе кафедры набор происходит по совсем особой схеме и нас не интересует.
Мы изучили материалы бауманских сайтов и форумов, сходили на «День открытых дверей» и убедились, что большинство мест на факультете заведомо отходит выпускникам лицея при университете, а также стобалльникам, которые каждое лето атакуют вуз в количествах, сильно превосходящих число учебных мест. Нам переходить в лицей было поздно – да и не шибко хотелось, честно говоря. Поэтому мы решили готовиться исходя из имеющихся возможностей – но при этом постарались не упустить ни одну, забив рукава тем, что казалось нам козырями.
Во-первых, методом настойчивого зомбирования мы заставили сына впасть в учебное усердие, которое (иногда) шокировало нас самих. Тут важно понимать, что в 11-м классе никто ничего не проходит: учебный процесс сводится к изнуряющему натаскиванию учеников на конкретные ЕГЭ.
Во-вторых, я подкинул любимому первенцу любимый «Криптономикон» и несколько книжек про проблемы шифровки.
В-третьих, мы нашли ему двух близких вузу репетиторов, по физике и математике (ой дорогущих, мамочки) – несмотря на заклинания школьных преподов, уверявших, что вузовские спецы готовят к ЕГЭ препаршиво.
В-четвертых, сын вписался в проект Бауманки «Шаг в будущее», куда берутся все желающие – а те, кто дошел до финиша и защитил работу на заданную тему, зачисляются в вуз автоматом.
В-пятых, сын вписался во все математические и физические олимпиады, победа в которых гарантирует тот же «автомат», а призовое место дает ЕГЭшные 100 балов по данному предмету.
В-шестых и почти случайных – я обнаружил на сайте Бауманки список предприятий, имеющих право целевого направления на учебу. Сперва я по этому поводу криво поухмылялся – мол, знаем мы, кого в целевики берут: по блату, родственничков и все такое. Потом подумал, решил, что терять нечего, и позвонил по одному из телефонов. Каково же, как говорится, было мое. В общем, через пару дней после первого звонка мы посетили отдел кадров одного из оборонных НИИ и после недолгого собеседования вошли в предварительный список граждан, которых предприятие готово целевым образом направить на обучение в Бауманку — в обмен на трехлетнюю отработку по окончании вуза. Правда, ИУ8 уже занял соискатель, успевший на собеседование чуть раньше. Сын пожал плечами и согласился идти на сопоставимую и почти такую же симпатичную ему специальность того же факультета.
После этого нам осталось мучиться предчувствиями и ждать суматошного лета, когда придется выстаивать суточные очереди в приемные комиссии, лебезить перед доцентами и заниматься прочими полезными делами, о которых рассказали коллеги, пристраивавшие отпрысков годом раньше.
Дальше коротко.
«Шаг в будущее» отвалился почти сразу – сын явно не увидел смысла в найденной теме, потерял кураж, пропустил пару встреч с научным руководителем и был вычеркнут из списка. А «Криптономикон» так и не прочитал.
Потом отвалились олимпиады – на обеих парень прошел во второй тур, а дальше не получилось.
Тут меня дернула нелегкая позвонить в НИИ – и кадровик сообщил, что у нас тут, понимаете, возник небольшой внутренний конкурс, так что не факт, что направление получите именно вы – так что позвоните через пару месяцев.
А потом начались экзамены. Сын сдал их в самурайском стиле, уверенно, лихо и с почти вычисляемым коэффициентом понижения. Русский, который не готовил вообще, на 82 балла, математику на 74, физику на 65. Восемь месяцев занятий с репетиторами, по словам сына, помогли решить 1 (одну) задачу по математике – остальное обеспечила школьная муштра. Физике репетитор помог сильнее – но не всепобеждающе, как мы видим.
Итого вышел 221 балл – при прошлогоднем проходном минимуме в районе 270. Это копец, понял Штирлиц.
И тут начались приятности. Сперва позвонил кадровик НИИ и предложил приходить за направлением, как только результаты ЕГЭ будут на руках – тема внутреннего конкурса, похоже снялась сама собой. Немедленно выяснилось, что показанный нашим парнем в точных дисциплинах результат не просто лучший в школе и сильно выше среднего по стране. Он более чем конкурентоспособен, потому что ЕГЭшные задания по математике и физике в этом году были просто зверскими.
Тут нам в голову ударила звезда, и мы принялись фантазировать на тему «А зачем нам целевое» — придется три года работать за копейки, в Турцию отдыхать, поди, не выпустят, да мы и сами поступим, ну и так далее. Но мы все-таки решили получить направление – так, шоб було.
У любимого кадровика нас ждал еще один сюрприз: выяснилось, что соискатель ИУ8 выбыл, так что нас могут направить и туда. Сын подумал и твердо сказал: не хочу. А хочу туда, куда вписали – в компьютерные системы и сети.
Это было в пятницу. Днем раньше сын отвез документы в МИЭМ и МАТИ (у которых давние дружеские контакты с нашей школой), а также МИФИ (за компанию с одноклассницей). Все выходные мы с родней и знакомыми обсуждали на даче, задействовать все-таки направление или нет, решили, что пока не стоит – ведь можем и так пройти, не в Бауманку, так в МИЭМ, который теперь слился с ВШЭ – поди плохо. Мы выстроили пару изощренных схем вытаскивания направления из-за пазухи в последний момент и решили рассказать об этом кукующему в городе сыну в понедельник – едва он проснется. Сын ведь не только куковал, он третий уикэнд подряд работал в «Лужниках» стюартом и буфетчиком, и после 12-часовой смены явно не мог проснуться раньше полудня.
Сын позвонил в десять утра и сказал: «Все нормально, я в Бауманке, все документы, направление и оригинал аттестата сдал».
Оказывается, он в выходные не только куковал и сэндвичи крутил. Он завел в системе «Вконтакте» голосовалку для друзей: «итак, я уже дико запутался, а потому нужно объективное мнение со стороны. куда поступать, в Бауманку по целевому или в МИЭМ ВШЭ? по баллам, надеюсь/допустим, прохожу и туда, и туда. казалось бы, ответ очевиден, куда идти. но есть пара вещей, которые меня смущают в целевом» — ну и т.д., а дальше вопрос: «куда бы пошли _Вы_ и почему?»
Проголосовали 63 человека, почти все сказали «Конечно, Бауманка». Не обошлось и без трогательного:
— А что родители говорят?
— х… знает, они на даче )))
— У них то спроси епте,а так я за первый вариант
— да они как бы тоже к бауманке все-таки склоняются
(…)
— ну в итоге свой внутренний голос слушай:)
— ну да, тоже верно ) но в данный момент мой внутренний голос просит есть
— ну тогда поешь и послушай его еще раз как вариант. ну Бауманка все же лучше! я бы ее выбрала)

Мы вскричали, заохали, порыдали и смирились. И с силой демократического централизма, и с решением сына, и с тем, что он вроде как взрослый, и с тем, что так нам и не пришлось стоять в очередях и делать что бы то ни было еще, связанное с пристраиванием милого наследничка.
Вчера ректор Бауманки подписал приказ о зачислении целевиков – в том числе нашего сына. Сегодня сын официально уведомил МАТИ и МИЭМ о том, что его можно вычеркивать из списка рекомендованных к зачислению. Вопрос о том, прошли бы мы в МГТУ без направления и в МИФИ вообще, торжественно переводится в разряд сослагательных и неважных. Наши одноклассники, в том числе не воспользовавшиеся подсказкой про целевое направление, ждут результатов.
В общем, товарищи, не повторяйте их ошибок – да и наших тоже. Своих вам хватит более чем.
Удачи – и еще раз ура.
Улым, ты молодец.

29 thoughts on “Поступательный процесс

  1. Поздравления! Но пусть будет готов к трем годам вероятного разочарования после диплома. Если хотите, подкину ссылок о грустном положении молодых специалистов в оборонке, но это нынешняя ситуация, изменения к лучшему через 5 лет не исключены.

    Молодец парень, молодец.

    А что, бабушек-дедушек в точных науках и технологиях тоже нет?

    • Ну вот как сын формулировал легенду к голосовалке:
      «то есть меня устраивает и должность, и график очень удобный, но, блин, смущает зп. ибо на первых порах она будет составлять 25 тыщ рублей. хоть там и есть карьерный рост и в отделе кадров говорили, что нек-рые потом и по 70 тыщ получают, там же, естественно. но кто знает, сколько будет длится это мое движение по карьерной лестнице? но зато это сразу на бюджет, и можно будет добавлять к этим 25 тыщам те деньги, которые пришлось бы тратить на оплату обучения (ибо без целевого на бюджет в Бауманку не прохожу), а они там нехилые, то есть, плюс сэкономленная десятка в месяц, это уже более-менее приемлемо. но вот опять же, кто знает, вдруг, закончив МИЭМ и имея свободу выбора профессии, устроюсь туда, где буду сшибать сразу раза в 2 больше? тем более, МИЭМ крутые сейчас, их объединили с вышкой, а значит, тут тебе и востребованность, и сфера деятельности расширяется. так что такие вот пироги, и на раздумья у меня всего один уикенд, а потому обращаюсь за вашей помощью, дорогие друзья ))»
      Как решил, так и решил.
      У меня отец химик-технолог, но по специальности работал только в ранней молодости, до КамАЗа. Ну и дядья всякие инженеры, но тоже по автопрому шли. Ни в компутерных делах, ни в матане от них помощи не дождесси, понятно.
      Спасибо!

      • Меня просто интересует, как он вышел на точные и на технологии, будучи в чисто гуманитарном окружении. Но теперь примерно понятно.

        Рассуждает относительно здраво, но главное не низкая з/п. В некоторых фирмах «оборонки» молодые специалисты сейчас волком воют, потому что не получают разумных и интересных задач. На эти разумные и интересные, а потому перспективные задачи ставят «блатных» или «правильных», которые эти задачи нередко запарывают. Впрочем, это в очень многих отраслях банальная деталь рабочего процесса, так что нечего сейчас ерунду молоть.

        • Алгоритм, я так понимаю, простой: физматшкола, точные дисциплины вполне даются, гуманитарные выглядят прибежищем слабаков, к тому же родители с двух сторон дуют в уши: на журналистику не иди, это не образование (истинная правда). Нуивот (с).
          А про интересные задачи все понятно. Но первые три года любая задача относится к интересной — а за пивом гонять, надеюсь, на режимном предприятии не будут.

    • Спасибо, Жень!
      На ближайшие семь лет — да. А там с дочкой аналогичный краковяк начнется.

  2. шамилечка, поздравляю! и всю семью в твоем лице. и хочу заметить, что в современных реалиях дать детям лучшее образование непросто, и дорогого стоит. и три года в оборонке — это не та цена, которую надо бояться платить. на выходе-то — сплошные плюсы. так что, ты молодец, потому что такое клевое решение придумал, а нурыч — вдвойне молодец, что сделал правильный, я уверена, выбор. а ряйкиннен — молодец, что стоически перенесла все ужасы экзаменационных сессий. а динаур просто молодец. вот. пс. а где шампанское-то??? ну или хотя бы арбуз. цалую всех. и жду в офисе вовремя 🙂

  3. Поздравляю! Путь от картинки для привлечения внимания до сегодняшнего результата замечательный!

  4. С близкими исходными данными так и не решился попытать удачи в МФТИ. Хотя окучивали меня года три… Давно это было.

    Ещё раз поздравляю!

    • У меня одноклассник таки пошел в физтех. Не знаю, закончил, чи нет, но по бизнесу в свое время поднялся круто. Косметикой торговал. А потом опять потерялся.
      Все к лучшему, в общем.
      Спасибо!

  5. Новоиспеченного студента поздравляю — и с поступлением, а ещё больше с тем, что прекрасные родители ему достались!

  6. э как вы основательно подошли. я в восторге.
    мои родители в свое время активно забили на сложный процесс выбора.
    в итоге, первый год я учился в техникуме, а потом в весьма странном универе. но ничего, сейчас все в порядке)

    • Я в свое время пошел мимо родительских навыков, в журналистику — они страшно озаботились и пытались помочь чем можно и нельзя. С сыном ситуация сразу приобрела явную сопоставимость — ну и западло было рушить традицию.

  7. Мои искренние поздравления!!! Уже столько лет прошло, мы с братом давно выучились, а мама каждое лето не перестает повторять, как же хорошо, что всё это в прошлом.

    • Я почти двадцать лет как отучился, а до сих пор второй по частотности страшный сон — экзамен, который через полчаса, а я даже не представляю, что за предмет (на первом месте, конечно, пустые полосы за час до дедлайна).
      Спасибо!

Добавить комментарий для anatolius Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *