А вот расскажу-ка я и даже покажу-ка я промежуточные обложки к своим книгам — на двух примерах.
Начнем с «Убыра».
Он, как известно, лежал в издательстве сверстанным-вычитанным-дожидающимся-своего-часа полтора года. И если вы думаете, что эти полтора года я застенчиво страдал лбом в стенку, вы меня плохо знаете. Я ныл, канючил, угрожал, шутил и создавал разнообразные поводы.
Одним из поводов стала обложка. А кто будет ее рисовать, спрашивал я, а когда, а прачо — ну, я умею быть изобретательно нудным. В рамках этой нудности я бросил руководству издательства «Азбука» собственноручно накаляканный эскиз:
Руководство издательства «Азбука» гуманно воздержалось от оценок и некоторое время спустя ответило мне профессиональным вариантом:
Я до сих пор радостно вру себе, что художник вдохновлялся не только моим гениальным текстом, но и моим же гениальным этюдом. Соответственно, обложка мне страшно понравилась. А сохранившиеся в эскизе блербы и слоганы с обложки «Псоглавцев» (вы, поди, и не знаете, но в книготорговых базах «Убыры» до сих пор проходят как части проекта «Дэнжерология», начатого романом черногорского риэлтора Маврина, внезапно оказавшегося пермским классиком Ивановым) добавляли продукту загадошности, амбивалентности и транспарентной глобальности.
Тут, правда, в АСТ вышла полная версия романа Стивена Кинга «Оно» вот с такой вот обложкой:
Я похихикал и решил, что кривая вывезет.
Она и вывезла.
Главный редактор «Азбуки» Алексей Гордин решил делать буктрейлеры на книги Маврина и Измайлова. Я не уверен, что ролик уфимской студии «Муха» сыграл оглушительную роль в продажах «Убыра» и прочих маркетинговых приятностях, но я уверен, что ролик получился обалденным (особенно учитывая, в какие сроки и за какие деньги он делался), а составившие его рисунки просто гениальны.
Это сразу поняли и в «Азбуке», поэтому решено было пожертвовать вполне удачной исходной обложкой в пользу кадра из ролика.
Готовить итоговый вариант тоже пришлось в спешке. Поэтому самая первая (и самая смешная) рецензия на книгу, вышедшая в журнале GQ, сопровождалась забавным концептом обложки, представлявшим собой гибрид первого эскиза к «Убыру» и супера от «СССР™»:
В принципе, я бы и от такого не отказался — люблю, честно говоря, лапидарность, строгость и чистоту.
Но итоговая версия, понятно, меня снесла. Потому что рисунок Вадима Рубцова такой был — сносящий.
И мы пошли домой.
Голосом Толкуновой — «где ты раньше был, где ты рааааньше быыыыл?»
Я бы тоже поучаствовала в конкурсе на твои обложге!
(сурого) А я и ныне там, где раньше. Ибо неподъемен и патриотичен.
(совсем сурого) Только читавший мои книжке может претендовать на участие в конкурсе.
(подозрительно подобрев) Вот вернусь када-нибудь в литру — апсудимм.
Книжке, кстати, не мог бы ты мне, ясен пень, с афтографом, с друзьяме моиме переслать — ну хоть однууууу, плиз. Оне ко мне летят в середине июля — я все организую и ваш промеж собой сведу, а? А? (смотрит с надеждой большими глазами, полными Надежды).
Лихко.
Первых не обещаю — их физически нету. но последние изыщу.
Большими, говоришь. Хха.
Ну вот теми, из танцевального поста, с ресницами 2 см.
Там не столько Надежда, сколько Вера под управлением Любви. Но годно, чо. Сыграло.
Ура.
Йа тебе нумер телефонический скину мылом, куда девушке Миле звонить и книжге отдать, ок?
Уи. Свой ответом напишу.
Токо пусть она подъедет, а не наоборот, ибо я ленив и нагыл.
Звездная болезнь шоле?
Во. Хороший термин. Буду его использовать. Я, мол, больной и звезда, а не вялая медузка.
Обложка классная, спору нет. С настроением.
Но, знаешь… а ведь я не дочитала «Убыр», давно тормознула на четвёртой части. Не хочу я прочесть о том, что на обложке нарисовано. А вдруг в тексте всё так же печально и жутко. И ещё жутчее.
(бравурно)
Рассказать, чем кончится?
Не покаешься — не спасешься, не опечалишься — не возрадуешься.
Читать, на, быстро, на!
(наиболее распространенная в отзывах читательская т.зр. гласит, что в «Убыре» страшна только первая часть, дальше — ваще непонятная фигня).
Не согласный я!(с)
В Убыре вообще все прекрасно. Ну т.е. страшно. И первая. И далее. Везде.
Да!
И не страшная совсем книжка. Иногда делается неприятно в горле из-за ощущения будто кто там шевелится.
А фигня в том, что я могу резко прервать чтение из-за обиды. Из-за обиды, что персонаж, например, сменился. Так случилось с книгами «Мир реки» Фармера или с «Хрониками Эмбера» Желязны. Как же так?!!! Я читала, читала, мне же было интересно, а оно… Или расстраиваюсь ещё, когда в понятную человеческую жизнь вдруг вторгаются сказочные бабки Ёжки, Кащеи и принцессы, или наоборот, когда сказка оказывается просто игрой в сказку (нужны напримеры?). И тогда я как упрямый осёл не желаю читать дальше. Может хватить одной страницы, чтобы захлопнуть книжку. Хуже всего, если герой просыпается, и оказывается, что всё ему только приснилось.
Что-то похожее произошло у меня и с «Убыром». Но у него огромная армия поклонников и поклонниц, а потому мой вредняцкий заскок автора не оскорбит. Правда же? Я же знаю, что хорошей книжка получилась:) И закончилась она, наверняка, совсем не плохо.
(мрачно) Плохо она кончилась. И поклонников не армия, а гвардия.
(гордо) И все в тельняшках.
Ань, ну чо ты оправдываешься. С пониманием. Нормуль все.
забавно, раньше не видел обложку в большом размере. все время удивлялся, что за мешок отрос на животе у мальчика.
сейчас наконец разглядел, удивляюсь только отсутствию правой руки:)
Мешок — это не худший вариант. Люди чо только не предполагали.
А картинки хороши, тут их много: http://ubir.azbooka.ru/wallpapers.html
ну, мешок — в смысле симбионт\чужой 🙂
ага, спасибо.
Хорошо, что рассказали. Интересно.
Профессиональная обложка и правда — хороша. И профессиональна. Не знала про такой вариант…
Не, у первого обложка прекрасна.
А вот Убыр-2… Хм… Только очень подготовленный читатель увидит на ней это самое «2». Если, конечно, это — 2. Короче, многие пройдут мимо, так и не догнав, что это продолжение.
З.Ы. Это было очень хорошо придумано — взять с собой в полет продолжение Убыра. Переживать за взлет-посадку было некогда )).
Мулька как раз в том, что это не два, а кагбе намек. В названии никакой цифры нет. Нормальная обложка, более чем. И именно для подготовленного и мотивированного читателя. А если таких читателей мало — автор виноват.
Под «хорошо придумано» подписуюсь всеми руками.
Автор не виноват. Нисколечки. Это не автору надо переживать, чтобы книжки были заметными на магазинных полках.
Вот блин. Какбэ намек. А я-то думал…
Нель, да я не переживаю. Я зайчык — написал, дожил до выпуска. А дальше само-само как-нибудь. И если нет ураганного успеха, то только автор виноват- вне зависимости от намеков, позиционирования и места на полке. Писать надо лучше (с).
Чёрный концепт, на мой взгляд, так и самый лучший.
Я вообще фанат строгих обложек. Будь на кавере «СССР™» шрифт другой и помельче раз в пять, это была бы моя любимая обложка.
Да-а-а. Мне «СССР™» достался без супера. Дык ещё найти надо было. Шрифт – согласен, не слишком удачный.
P.S. С тоской вспоминаю книги советского времени. Умели ведь.
(задумчиво) А у меня суперок лишний завалялся.
А что касается тех книг — ну, разные были. У очень многих и бумага была так се, и оформление сомнительное. Хотя шедевры встречалсиь в количестве.
Но, Саша, я ща забрал «За старшего» из издательства — и могу поклясться, что такого качества у отечественных книг не встречал. Бумага, обложка, шрифт, как в руках лежит — просто счастье тактильного визионера. Надо как-то удержать восторг, чтобы и по этому поводу пост не выдать, и так задолбал уже всех — но удается с трудом.
Ой, да понятно, что разные были. И найти-купить было совсем не так просто. Но вспоминается-то хорошее. А я вот как раз натыкаюсь на тогдашние собрания сочинений – лаконично, стильно и книжно.
Сейчас книга выглядит как журнал. Гламурненько, готичненько, брутальненько. И что-то меня это утомляет. Правда.
И чем сложнее (по технологии печати) обложка, тем чаще попадается брак.
Нет, есть издания, которые не раздражают. Интересные даже. Мало. По тому, как книжка в руках лежит – так ведь щупать надо. И на шрифт смотреть. Особым разнообразием издатели нас что-то не балуют.
ИДээМовских книг у нас, кстати, совсем мало и то, если только в «Пиотровском» что появляется.
(Задумчиво)
Лишний супер значит? Интересно.
(Глядя в потолок)
Нет, я, конечно, не напрашиваюсь…
Хе-хе.
Лишний повод, в общем.
Угу. Пара книжек дожидается. Может ещё что присмотрится.