«Четвертая жертва сирени»

Виталий Данилин

Продолжение всегда получается хуже первой книги. Это известно всем, в том числе и авторам литсериалов, перед которыми лежат три пути: смириться, обеспечить арифметический прирост достоинств первой части (в первую очередь драк, убийств и любовей), либо отправить любимого героя-Теркина на тот свет или в космос и посмотреть, как он будет изворачиваться. У фантастов Бабенко и Клугера, затеявших эпопею про Ленина-сыщика, особого выбора не было: мириться с линейным развитием им собственная репутация не позволяла, а отправлять кудрявого еще Ильича в космос – историческая энциклопедия.
(Кстати, не могу удержаться от определения понятия «Ленин» по версии малого словаря Брокгауза и Ефрона: «Ленин, Н., псевдон. экономиста и публициста, социал-демократа (большевика), сотрудника журн. «Искры» и друг. нелегальных изданий. «История капитализма в России» (под псевдонимом Вл. Ильин); много брошюр и журнальных статей по текущим вопросам политики и экономики»).
Авторам пришлось пойти вторым путем – и достичь вполне почтенных результатов. В первой книжке Ульянов с интеллигентным достоинством расследовал двойное убийство, совершенное довольно бесхитростными душегубами, и лишь в концовке слегка оправдывал будущую репутацию мастера кройки по живому. Во второй лобастый Володя раскручивает первые в осмысленной истории человечества серийные убийства, происходящие, если я правильно понимаю, за пару месяцев до лондонского дебюта Джека-Потрошителя. Соответственно, жертв уже не две, как в первой книге, а пять (еще одно умерщвление не попало в заголовок за нехваткой обсиренелости), злодеи более чем профессиональны и устрашающи, а Володя демонстрирует не только пухлогубое добродушие, но и способность жестко идти в отмах, договариваться с чертом рогатым и доить кадетов, отчего почти традиционное финальное разоблачение его нравственного кариеса выглядит вполне ожидаемым. Да и сам Данилин впадает в некоторую избыточность и почти превращается в фаната краеведения – что, впрочем, можно считать милой особенностью богато детализированного ретро-стиля.
Попутно авторы раскрывают тему пидоров, перемигиваются с читателями, успевшими пройти историю КПСС (когда, скажем, Ленин трудно формулирует красивое название с участием слов «союз», «борьба» и «освобождение»), и делают персональный подарок автору этих строк. Автор, как известно, в отзыве на предыдущую книжку сокрушался по поводу того, что второй том обойдется без татарского элемента. Так вот, хоть действие и перенеслось из Кокушкина в Самару, без татарвы не обошлось – и получилось снова вполне забавно.
Стало быть, третий том, фабула которого должна, по идее, укорениться в Питере, обещает быть захватывающим: татар станет совсем мало, зато Данилин с Ульяновым наизнанку вывернутся, но впишут вождя мирового пролетариата в совсем уже оголтелый тренд, о существе которого боязно даже задумываться.
Поживем-узнаем.

10 thoughts on “«Четвертая жертва сирени»

  1. Действительно странно, что никто раньше эту идею не использовал.
    Хотя вот на днях я видел комикс о противостоянии Сталина и Гитлера в духе темныхсветлых джедаев. Тоже относительно недавняя вещь. Видать время такое настало, когда святость уже ушла, а негатив схлынул только что.

    Ушли поколения, которые воспринимали Ленина, Сталина или Гитлера всерьез. Для нового поколения они уже стали сказочными персонажами.

    Кстати, тоже идея хоть куда.

    • Очень быстротекущий тренд. Информационно-эмоциональная значимость истечет вместе со святостью. Для следующего поколения Ленин со Сталиным будут в лучшем случае кем-то типа Елена Троянской или Микки-Мауса, а в худшем — совсем никем (впрочем, в этой паре лучший-худший могут легко меняться местами).

      • При некотором желании и некоторых усилиях Ленина со Сталиным можно продержать на вершине детского интереса довольно долго. 🙂 Если использовать современные способы подачи материала. 🙂

          • Свершилась революция социалистическая, говорили о необходимости которой большевики столько.

          • Где-то во второй половине 90-х выхожу из метро на площади Восстания и вижу следующую рекламную раскладушку-стремянку: Пасхальное гала-представление «Черепашки-ниндзя в Петропавловской крепости».

          • Что и требовалось доказать: придумать ничего невозможно, все придумано до нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.