Владимир Покровский
Недалекое постиндустриальное будущее, мегаполис – развитой, обеспеченный и наглухо упакованный в намордник. Человечество накрыла эпидемия импато – рукотворного вируса, в короткое время превращающего человека в суперособь, которая умеет видеть будущее, менять внешность, проламывать стены, раздваиваться, летать – но быстро теряет сходство с человеком, впадает в спазмы безудержной ярости и убивает всех вокруг. Импатов отслеживают, отлавливают для исследований, но в основном отстреливают скафы – спецподразделение одиноких ранимых убийц, утомленных высокой смертностью, всеобщей ненавистью, внутренними интригами и абсолютным запретом на личную жизнь. Естественно, запрет устоять не способен – что и спускает пружину трагедии.
«Танцы мужчин» написаны в начале 80-х, тогда же стали тихой сенсацией малеевского семинара молодых фантастов, в конце 80-х были опубликованы в усеченном виде в «Химии и жизни», пару лет спустя полный вариант повести вышел в последнем советском альманахе «НФ», снес крышу многим читателям (включая меня) и писателям, породил кучу подражаний – и больше не переиздавался. Я уже писал про крутизну, историческое значение и вечную ценность творчества Владимира Покровского вообще и «Танцев мужчин» в особенности, рекомендовал повесть всем, до кого дотягивался – а сам перечитать боялся. Потому что вдруг получится как с «Тарантулом» или «Тайна-стоит-жизни», которые в детстве представлялись вершиной мировой литературы, а взрослое перечитывание вершинных факторов не обнаружило.
Перечитал.
Подтверждаю: «Танцы мужчин» — вершина. И ее подзабытость вместе с недосягаемостью – очень печальный и точный симптом.
Да, очень хорошая книжка. Долазарчуковая лазарчуковость. Мне когда-то казалось, что из этого целое направление вырастет. Но победили более простые формы.
Было направление — ранний Лазарчук, ранний Дивов, вся рефлексирующая боевка 90-х. Но потом да, простейшие победили.
пожалуйста, напишите еще несколько фамилий представителей «рефлексирующей боевки 90-х»
В первую очередь имеются в виду малеевцы и семинаристы БНС: Столяров, Бабенко, Измайлов, Дрозд, Геворкян, Филенко, Веллер. Все с гигантскими оговорками и почти все довольно быстро нашли иные любимые жанры и ходы — но единство генезиса «Ящика Пандоры» с «Правилами игры без правил», а потом, допустим, «Нуля» с «Галактическим консулом» мне кажется довольно заметным.
Спасибо, попробую прочесть этих авторов.
Филенко, Бабенко и Геворкяна рекомендую особенно.
Я всегда говорил, что Покровский — это мой гуру
Отличный вариант, чо.
Попутно в связи с гуру: А.Г., спасибо за наводку на Симашко. Потихоньку собираю его по букинистам, очень доволен.
прикольный юзерпик)
что-то в твоём пересказе есть и от «парикмахерских ребят» того же автора. Но Покровский однозначно рулит.
Там и там спецназ (эти зачищают свой город, те — чужую планету),»шлемвуалы» похоже на «куаферы» — больше ничего.
Рулит.
Надо бы перечитать.
Помню, меня повесть (в «Химии и жизни») потрясла.
Но сейчас, увы, практически ничего не помню, осталось только впечатление и запомнившееся название.
У меня примерно так же было — плюс смутный портрет записного фигляра-интригана, который притворяется еще большим фигляром-интриганом, а из-под смешной маски лезет безумец с бритвой. Круть.
Сходил на «книжную полку» русфру, взял «Танцы мужчин».
Спасибо за напоминание!
Завтра перечитаю.
Ура. День прошел не зря.
Спасибо, что вспомнили. Я тоже в свое время в «ХиЖ» читал и был в полном ахуе. Год назад вспомнил, перечитал — и впечатлился еще более.
Вообще Покровский, конечно, ни с кем не сравним. Он такой один, и, главное, невозможно совершенно понять — чем берет-то? А берет и не отпускает.
Да.
да и вообще, судьба этого поколения фантастов, и не только Покровского, сложилась (за редкими исключениями) достаточно печально…
Счастливые поколения вообще редкость. Но четвертая волна как-то совсем быстро растеклась. Зато широко.
как это ни странно, но просто со временем ребятам не повезло. ну и нам, фэн-критикам и фэн-редакторам, тоже. я уже об этом где-то писал или говорил: слишком быстро в конце 80-х было снято давление, и планы, рассчитанные на десятилетия тяжелой работы и борьбы, оказались вдруг шутя перевыполнены за считанное количество лет. ну что толку, что «непроходной» якобы роман, пестовавшийся в столе добрых 10-20 лет, вдруг, несмотря ни на что, оказался все же издан — и оказался не хуже, но и не намного лучше десятков или сотен других, изданных одновременно — да и оценить эту лучшесть оказалось уже почти некому — аудитория растерялась и рассыпалась в пространстве сильно разросшегося выбора развлечений. резкое снижение давления и связанная с ним потеря цели (ну и еще некоторые причины объективного свойства). ну а что происходит с глубоководной рыбой, оказавшейся вдруг даже не на мелководье, а на берегу, — известно. и лишь очень немногие из семидесятников-восьмидесятников сумели в итоге перестроиться и вписаться в новые условия, остальные же просто замолчали или вовсе пропали. лучше всех к новым условиям сумели приспособиться те, кто не имел еще печального десяти-двадцатилетнего опыта «непроходимости» и семинарской тусовочности — самые молодые и энергичные, кто стартовал в самом конце прежней эпохи или уже в начале новой. другое дело, что целеполагание у них было уже совсем-совсем другое, нежели у старых малеевцев, что мы и видим по результату…
Именно так. Жаль, конечно.
боюсь, что это вообще конец. во всяком случае, для нашего поколения, воспитанного в определенных условиях. похоже, без давления мы вообще ничего делать не умеем…
«Парикмахерские ребята» в своё время читал, а это не попалось. Прочитаю.
Рекомендую.
Дык турбореализм. Не-не, хорошая повесть.
Как раз это не критерий — я Столярова, например, вообще читать не могу. Но тут фиг поспоришь — очень хорошая.
Ну не знаю, на вкус и цвет… У меня есть несколько советских ещё антологий, да ещё авторский «Изгнание беса». Не скажу, что Столяров самый ценимый мною автор, но ставлю его выше многих. А вот поздний, да — никак не идёт. Да и много ли там было?
Помнится, от «Парикмахерских ребят» только что не стошнило (причем от всего сборника) — голый эпатаж бессмысленный и беспощадный, на вопрос «зачем это написано?» не нашел ответа. А «Танцы» совсем не помню. Неужто (о, чудо!) и это нечто разительно отличное?
Ох, боюсь, чуда не будет. Авторские принципы и представления о прекрасном ровно те же. С моими совпадают, с Вашими, боюсь, нет.
No title
User referenced to your post from No title saying: […] : Я всегда говорил, что Покровский — это мой гуру […]
Говорят его детектив какой-то повис в «Азбуке» и не будет издан.
Опа. Жаль, если так. Попробую узнать подробности.
Андрей, это поколение все равно многое сделало, многим запомнилось и многих воспитало. Значит, не зря.
ну, сделали, это да, чего тут спорить. хотелось бы, оннако, больше. но — не повезло, запала не хватило надолго… впрочем, тут я уже больше о себе, пожалуй…))))