Потихоньку продолжаю знакомиться с заметными авторами прашпеоноф.
С подачи v_r_a_n открыл Доналда Гамилтона и его цикл про Мэтта Хелма. Начал, как положено, с первой книги цикла, «Гибель гражданина» (1960 год).
Сюжет: автор второразрядных вестернов наслаждается тихой семейной жизнью, почти не вспоминая, как во время Второй мировой командовал отрядом вполне себе бесславных ублюдков-диверсантов в немецком тылу. И тут воспоминания материализуются — сперва появлением боевой подруги, прибывшей под ручку с особо важным заданием и туповатым громилой, потом трупом случайной красотки в тихой семейной ванне. Хелм вздыхает и принимается спасать тихую семью, старых друзей и родную страну. И на самом интересном месте обнаруживает, что старая любовь, разговоры и трупы — на самом деле радикальная подстава.
Отличное чтиво, легкое, интригующее и почти без понтов, смесь военных триллеров Алистера Маклина и психополовых детективов Джона Д.Макдоналда. Мозги расслаблять — самое то, и хватит надолго: в цикле под 30 романов.
Совсем не таков Лен Дейтон. Написал тоже кучу всего, я попал на четвертый, оказывается, из восьми романов цикла про анонимного спецагента — не убоявшись почему-то дурацкого названия «Мозг стоимостью в миллион долларов» (1966 год).
Сюжет: английский спецслужбист, циничный и языкастый, без особой охоты берется за проверку сигнала о чокнутых эмигрантах из Прибалтики, затеявших что-то вроде частной холодной войны с Советским Союзом. Сигнал подтверждается: чокнутые прибалты во главе с суперчокнутым безруким миллиардером заручились негласной поддержкой ЦРУ, наоткрывали военных лагерей и усердно выполняют приказы специальной супер-ЭВМ, пошагово рассчитывающей тактику подрыва устоев советского государства. Спецагент принимается шляться по Хельсинки, Ленинграду, Риге и Нью-Йорку, очаровывать финскую красотку, разводить офицеров ЦРУ и КГБ, ломать пальчик, сбегая от облавы на расхитителей социалистической собственности и трясти этим пальчиком, отмазываясь от отжиманий в том самом лагере под Сан-Антонио.
Очень странный текст: броский, местами корявый и как раз с понтами. Стиль ироничный до глумливости, фабула рваная и с дырами в полконтинента, а сюжет напоминает микст из советских шпионских романов 50-х и советского же писателя Кулешова образца 70-х (после олимпийских песен и до песен во славу ВДВ он наваял несколько повестей про пагубность буржуазного левачества и экстремизма). При этом натурные описания СССР 60-х и пассажи тогдашних антисоветчиков забавны, точны и нострадамичны до оторопи. Острого желания освоить весь цикл или выйти за его пределы (у Дейтона есть еще десяток историй про другого шпиона, и примерно столько же разрозненных романов) книга не вызвала, неприязни к автору тоже. Развитие знакомства зависит от обстоятельств.
по дейтону фильмы хорошие были. хотя этот мозг я еще не смотрел.
На фильмы у меня пока дыхалки не хватает. Но попробую присмотреться, спасибо.
Обаце, героя Кейн играет. Чо-то я пропустил в этой жизни совсекм. Первый — это «Ипкресс файл»? Не премину, спасибо.
так именно как Гарри Палмер Кейн в первую очередь и засветился.
вот тут, кстати, обнаружилось презабавное интервью с Дейтоном. например:
My disagreement with the depiction of Harry Palmer on the screen was the implausible suggestion that Harry was blackmailed into working for the secret intelligence service. Blackmailed! This is the old boy network. These are people with tailored shirts and lace-up shoes. Despite the disrepute it suffered from harbouring traitors such as Philby – Westminster, Cambridge and the Athenaeum – the SIS retained this policy. Blackmailing a Harry Palmer into the service would have been unthinkable.
самое дивное там в третьей части, про лафройг и русский КПП.
О как. Я думал, он с Алфи и Кратер блистать начал — дак оказывается, он до Палмера еще лет 15 по телестудиям статистическую пыль глотал.
Интервью чудесное. Я, правда, вторую часть перепрыгнул, бо там спойлеры — но третья хороша. Понятно теперь, кто советскую элиту на односолодовое подсадил.
не мальчик, прямо скажем