Сергей Жарковский
В отечественной фантастике есть группа сильных авторов, которым категорически не прет с публикациями. Радикальные товарищи утверждают, что печальная издательская судьба отличает вообще любого стоящего писателя. Это, конечно, не так, хотя примеры (Покровский, Щепетнев, Лях) впечатляют.
Я очень долго не хотел знакомиться с сильнейшим примером, в качестве которого радикальные товарищи приводят Сергея Жарковского, писателя из небольшого нижневолжского города, до «Хобо» опубликовавшего два романа под псевдонимом. Не хотел, потому что не люблю читать с экрана — а нормальными путями бумажную версию найти невозможно, она вышла крохотным тиражом в Волгограде пять лет назад и быстро исчезла. Потому что я не фанат волгоградской фантастики (даже последний Лукин, за редкими исключениями, не радует, а от того же Синякина сплошное недоумение). Потому что не нравилось название (ну хобо ты, и чо, всем сдохнуть теперь?). Потому что не очень верю в способность фэндома награждать стоящие вещи. Потому что просто пугали сетевая активность автора, его болезненная вспыльчивость и готовность обложить вчерашних приятелей чем под ногу подвернется. Ну и потому, что я, как всякий нормальный человек, не люблю падать в незаконченный текст — а автор сразу и честно предупреждает, что «Времена смерти» — лишь кусок, первый из трех, единого романа.
В общем, не хотел — а пришлось. Сложилось так, что больше на русском ничего беллетристического с собой не было, а сенсоры ныли. Начал, влип, побежал выписывать бумажный экземпляр — но тут обзавелся читалкой и все сразу упростилось.
Сегодня дочитал.
В общем, так.
«Я, Хобо» — это производственный триллер из грандиозного и жестокого космического будущего. Задворки Вселенной, железные кишки кораблей и станций, обрат вместо воздуха и пять литров воды на питье с подмывом: веселые, злые и деловитые космачи тянут межзвездную трассу во имя Земли и императора. Зачем эта трасса нужна, никто не знает: космос и чужие планеты для человека смертельны, высадка на чужой грунт не просто убивает, а превращает в зомбаков. Впрочем, ни космачей, ни колонистов, которых генетически затачивают под новую планету, такие вопросы не парят. Они, в общем-то дети, вдвойне, их такими вылупили. Все отважные пилоты, бройлеры и прочие храбрые покорители пространств — клоны, которые появляются на свет 15-летними, а к 18 годам считаются ветеранами, дослужившимися до отправки на далекую прекрасную Землю, давно ставшую таким же фигурантом инвективных конструкций, как мать-колба.
Главный герой книги тоже, конечно, клон, а вся книга — многоуровневое изощренное объяснение того, как он из спокойного трудяги-пилота стал убийцей, пиратом и личным врагом императора и всей далекой прекрасной Земли.
Теперь, значит, штука такая. «Я, Хобо» по идее, по ее реализации, по уровню и вообще по большинству известных мне признаков — одна из лучших фантастических книг как минимум последнего десятилетия. И я сильно подозреваю, что это явление не только отечественной литературы.
Мне неохота аргументировать — боюсь впечатление и послевкусие разбазарить. Отмечу только, что язык и психологический рисунок великолепны, обвинения в переусложненности текста, чрезмерности повествовательных линий и невнятности жаргона обоснованы, но несправедливы, и что впервые за долгое время я совершенно не устал от огромного (под 30 авторских листов) текста. И совершенно не боюсь такого же продолжения, которое давно закончено, рихтуется по седьмому разу и — есть такая маза, — вместе с первой частью может появиться в магазинах уже весной.
Держу кулаки, чтобы появилось.
Чтобы нормально зашло в правильную аудиторию.
Чтобы я дождался и окончания.
Потому что не очень верю в способность фэндома награждать стоящие вещи.
так ведь правильно не веришь — ничего существенного Жарковскому не дали.
Три премии вроде есть, а существенное от несущественного в данном вопросе поди отличи.
Но я некорректно выразился. На самом деле я не верю в способность не фэндома, а просто какого бы то ни было коллективного разума, награждать стоящие вещи.
С год назад я видел эту книгу в Мск в бумаге, на Коломенской. У меня самого, кажется, лишних экземпляров уже не осталось. Ну, будем надеяться, кто-нибудь и впрямь не побоится издать еще раз.
Обещают хорошее издание, два тома в крепкой незапятнанной серии. Более того, речь шла об этом годе — но тут якобы опять началась саморихтовка, и все заверте.
Спасибо, надо будет прочесть.
испуганно
Если бывают мужские книги, то эта вот как раз. С другой стороны — зато классная.
Re: испуганно
Она не напоминает очень уж «мужскую» книгу «Русские идут» С.Прокопчик? Единственная отечественная фантастика, которую с омерзением выкинула в мусорный бак.
Если нет, то всё нормально.
Re: испуганно
Они даже ушли. Мне названия абсолютно хватило.
Про то, что книга мужская — эт Вы мужчинок-от беспощадно-от приложили-от, я щетаю.
Но историческая заслуга данного произведения в том, что оно вызвало к жизни великую рецнезию Игоря Пронина, ныне, к сожалению, стертую даже из кэша «Яндекса».
>>что оно вызвало к жизни великую рецнезию Игоря Пронина
Эх ты, а я пропустил, горе мне, горе, съест упырь.
Да-с. Отзыв был обалденный.
Ай ладно клеветать на кэш яндекса, всё там есть, ибо всемирная сеть интернет это одно из тех самых жестоких чудес. :))
Требую ссылко, ибо охото вспомнить. Пажалусто.
оНа жутко здоровенная
http://blogs.yandex.ru/cachedcopy.xml?f=3cb14bdb1c288eeb4e947ae6c8bbe2c7&i=577&m=http%3A%2F%2Fpronin.livejournal.com%2F183563.html&q=K3ictVMxb9NAFL47XxM7ExIDnW8vsuM4Po9dLKROpQEklg5NK2VAAnVgzX9Bgp2JsT8lghg5pIqorUpBRKTvnc9OajdRkMFWXu6%2B791373u%2Bo4TCiw9TvxBiQ80PCaMFidRG0sxWNn%2BmNzc%2F4kgvIJ8fQ8jBJox72YIiDyT0eMJIL3zEjNG3GUjRJYYYUimIUTrBcI3TGIlbnGKKMcvSS0kpYn8gsBRivsdoiXtYygqLow2SbKZ0itWMfOBheAh%2BrQPnqa0eUnHO0%2Fk0zm1%2FegtBIXzlOcugUEx6OxvHyQJWhUcNPhlH17hhos0yNl8QYijzLIlwmCKV5G1hCVAGRxHEv6L2fK1tRrS9Jzu0VRnndIrMCMEYg1K9Vyuli1XBS10l5b%2F%2Bohr9IbZWsse%2BQz5vzqPxfzPK2PS%2B0wc%2F%2B9WQD4ecEg5vj65OAa%2FcnDWyeq2sFWnpm3Nxft4%2FHfQbwm0HjtQH6cvVx997eF8yVOgrtPZsOZkl5aaQTteXnZK0qWFh1tA2RScI7LZfrtvKcWHVUpfSc7pdr6Ku8brqQeA4slq7xmupW8Kx3cCxO35JvlUQolVLv932PE%2B6dkU%2FJ2rqd2zb92233PxWQdTW96SUfrU%2FObGLvpnhBlzE8J8PqUayf4gVN8aby8sn4swdyPDlcW%2FQPzp%2B8c579ur12fOT9yVf%2BxvSxP4uXawUdgcGcFX3
Если экран порвёт — я не виноват.
Re: оНа жутко здоровенная
Наши экраны рвутся только в полет.
Спасибо! Перечел, прослезился.
Хорошую книгу можно и через пять лет прочитать — всё равно вспышка мощная.
Подписуюсь.
оффтоп
Почему-то мне помнится, что у Вас читал когда-то сетования о забытости хорошего детского писателя Юрия Третьякова (почти все книги выходили только в «Ц-ЧИ»; хорошо бы переиздать и т.д.).
Так вот — обнаружились его произведения на Флибусте.
Re: оффтоп
Спасибо, но это не я, а Вадим Нестеров сперва сетовал на отсутствие, потом радовался, что нашел. От него все и растеклось — в том числе на Флибусту.
Тоже шарахался от нее, как от чумы. И тоже — по причине названия. Удивительная вещь!
Как вы судно назовете.
Рекомендую.