The Bourne Ultimatum, Ocean’s Thirteen
Фильмы довольно сильно отличаются друг от друга — и жанр разный, и тональность, да и вообще все наоборот. «Тринадцатка» вполне традиционно живописует жуликов-обаяшек, которые умудряются, не замяв манжет и не прерывая жизнерадостного трепа, утыртить миллион (в нашем случае 500 миллионов), уестествить королеву (ну хорошо, не в этом случае) и так прогнуть противных и союзных негодяев, что любо-дорого-малиново. «Ультиматум», напротив, выстраивает цепочку трюков со звериной сосредоточенностью подростка, проходящего особенно сложную аркаду – а такая традиция в большом Голливуде пока не наработана, поскольку до сих пор истово соблюдалась, главным образом, на ТВ и в среднебюджетных кунфу-боевиках.
Однако есть у фильмов и сходство, малозаметное, но бесспорное. Оно не сводится только к Мэтту Дэймону, сыгравшему (качественно) в обеих лентах, высокотехнологичности антуража и сюжетных ходов, или к тому, что обе картины являются третьей частью проектов, ставших, в свою очередь, римейками полузабытых релизов, причем римейками, далеко не гарантировавшими успеха и прибыли. Зато третьи части были заведомо обречены на позитивный прием и срыв кассы. Именно поэтому создатели обоих фильмов больше всего боялись спугнуть зрителя или обмануть его ожидания – и постарались дать ему только то, чего он хотел, сразу, много — и ни грамма левизны. Что «Оушен», что «Ультиматум» (и «Крепкий орешек 4.0», если честно) стали очень прямолинейными лайт-версиями исходников. В «Тринадцатке» все хайтековские тараканы, приваловские миллионы и веселые гэги распихиваются в первой половине фильма, а во второй зритель радостно наблюдает за триумфальным шествием дружеской власти. Лишь иногда из динамиков доносятся отголоски хруста, с которым сценаристы и продюсеры выдирали из-под ногтя хоть какие-то сюжетопродвигающие конфликты. Впрочем, им можно простить не только это за мексиканскую революцию и чудовищно смешное цитирование «Крестного отца».
А «Ультиматум» и вовсе стал экшн-аналогом типового порнографического фильма, в котором диалоги и перемещения одиночных тел являются лишь связками между смыслообразующими эпизодами. Смысл третьего «Борна» сосредоточен в невозможно крутых драках и погонях – и авторы постарались не слишком это зрелище разбавлять всякой фигней (хотя без модно трясущейся камеры и дидактичного катарсиса, конечно, обойтись было невозможно).
В целом фильмы производят крайне позитивное впечатление и являются лучшим летним зрелищем для неснобливых любителей крупнобюджетного кино.