«С лязгом поднялась дверка в железной двери»

Перетащу все-таки и сюда из fb прошлонедельный бурливый пост.

Михаил Эдельштейн более-менее только что (в подборке электронного журнала «Лиterraтура», посвященной итогам ушедшего года) очень точно сформулировал мои ощущения от явления «Важный Роман, Который Ждали Все Критики, Читатели И Кто Только Не»: «Это вообще что такое?»

(Контекст формулировки: «Ещё одна составляющая этой ситуации – невозможность серьёзного разговора о языке художественного текста. Пишешь, что книга NN отвратительно написана, приводишь примеры – тебе отвечают: «Ну что вы придираетесь, из любого большого романа можно надёргать неудачных цитат». По самым, казалось бы, элементарным и очевидным вещам невозможно договориться с – без всякой иронии – вменяемыми и авторитетными коллегами.
В результате хороший критик в хорошей газете взахлёб хвалит некий роман и для иллюстрации приводит один фрагмент: «Серёга искренне считал, что он круче всех, но своё превосходство (в меру своего понимания) использовал во благо ближних. Он вообще был нацелен на людей: жаждал одобрения, восхищения, зависти. Вряд ли он кого-то любил, кроме себя, но зато все вокруг видели: одиночество – это не то, что человеку причиняют другие люди, а то, что человек причиняет себе сам». Это вообще что такое?»
)

Щас вот прочитал кусочек еще одного Проекта, Которого Ждут Все Литературные Критики Страны (по версии, понятно, крупнейшего издательства той же, видимо, страны). Начало там такое: «С лязгом поднялась дверка в железной двери камеры. Тотчас стукнул и захрустел в замке ключ. Фигуры на койках ворохнулись, приподнялись, сели рывком. Моргая от света, обитатели камеры воззрились на дверь. В карих или светлых, больших или узких, по-юношески ясных или уже обведенных морщинками, в их глазах не было ни мысли, ни разумения, один только страх: кого сейчас? Судя по темной полосе, видневшейся в намордник на окне, все еще стояла ночь. А может, уже утро? Осенью ведь по утрам уже темно.»

Вопрос, вопщим, ложится как влитой: «Это вообще что такое?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *