«Лелишна из третьего подъезда»

Лев Давыдычев

Рецензии не будет. Я просто сообщу, что в детстве читал у пермяка Давыдычева только «Ивана Семенова» — а теперь, после «Лелишны», укрепился в намерении прочитать всё, — и приведу полный вариант названия, первые строчки текста, а также картинку пермяка же Валерия Аверкиева.

Название:
«Лёлишна из третьего подъезда, или Повесть о доброй девочке, храбром мальчике, укротителе львов, двоечнике по прозвищу Пара, смешном милиционере и других интересных личностях, перечислить которых в названии нет никакой возможности, потому что оно и так получилось слишком длинным»

i_006
Это как раз неперечисленные личности, интересные до судорог

Начало книги:
«Лёля Охлопкова, которую все называют Лёлишна, живёт в нашем доме — в третьем подъезде, на пятом этаже.
Ей одиннадцать лет.
Живёт она с дедушкой. Родители её умерли.
Хотели Лёлишну взять в детский дом, но дедушка сказал:
— Не выйдет.
И заплакал. Он ведь очень старенький, и ему совсем не хотелось оставаться одному.
Потом его хотели взять в дом для престарелых, но Лёлишна сказала:
— Не выйдет.
И не заплакала, потому что хотя и была маленькой, да ещё девочкой, но характер у неё был мужественный.
Она сказала дедушке:
— Пойдём-ка лучше купим мороженого.
Так они и сделали.
Сначала им стало весело, однако когда вернулись домой, дедушка опять чуть не заплакал.
— Ты только слушайся меня, — сказала Лёлишна, — и всё будет очень замечательно!
— Ладно, — ответил дедушка, — за меня не беспокойся. Я буду вести себя очень прекрасно.
Он выпил валерьяновых капель (тридцать четыре штуки), прилёг и заснул.
Лёлишна поцеловала его в лоб, вышла на балкон и расплакалась, хотя у неё был мужественный характер.
«Бедный дедушка, — подумала она. — Он ведь тоже сирота. У меня мамы и папы нет, и у него мамы и папы нет. Одни мы с ним остались».
Но долго переживать у неё не было возможности: некогда, забот много. Вряд ли кто из вас поймёт это, разве что некоторые девочки. А кто поймёт, тому и растолковывать не нужно.»

Очень рекомендую.

84 thoughts on “«Лелишна из третьего подъезда»

        • Я их в пермском букинисте купил лет пять назад — ну и всего Давыдычева, до которого дотянулся. Теперь вот начал осваивать. А в детстве их тупо не было. Я ж объяснял вроде. Библиотечные фонды в челнинском Новом городе начали формироваться в начале 80-х, соответственно, там не было, например, Стругацких, и почти не было провинциальных изданий — ни тебе Крапивина с Сухининым, ни тебе Тупицына вашего с Третьяковым или Давыдычева с Воробьевым.

          • Знаешь, я узнал, что Давыдычев — провинциальный писатель только в двухтысячных годах. Тогда — и в голову не приходило. Это как Штерн: «Что такое «региональная фантастика»?!

          • Я это по издательствам вычислял. Прочитаю такой в специальной пионерской книжке, что читать современному подростку: «»Третйи в пятом ряду» Алексина, «Лелишна» и «Дядя Коля, поп Попов» Давыдычева и многочисленные повести Крапивина», поищу их по библиотекам, гляну свое средне-уральское издание Крапивина — и довольно быстро о довольно многом догадаюсь. И пойду перечитывать «Пионер» («Уральский следопыт» в моей жизни только к 1986 году возник).

        • О! «Руки вверх» — это ваащще… В журнале каком-то печаталась кусками, так и не дочитал тогда.

          • Я кино смотрел. Дурацкое, но половину стихов до сих пор помню. Заявляю вам открыто — наш полковник Шито-Крыто без пяти минут шпионский генерал. Посмотрите-ка, ребятки — самый мерзкий, самый гадкий и т.д.

          • Кино, при всём уважении к Грамматикову — феерическое говно. Очень приблизительно по мотивам.

          • А вот хороший момент — на чем уважение основывается? На дебюте? У него кроме «Усатого няня» и, с оговорками, «Все наоборот», все довольно феерическое. Хотя усатых чудаков хорошо играет, кто бы спорил.

          • Именно как к актёру. Усатый нянь, кстати, восторгов и ностальгии не вызывает. Неплохой фильм, но не шедевр.

          • Ня-ня-ня ня-ня, ня-ня ня-ня. Ауп. Тыри-дыри уп.
            Рыбников велик, чо.

          • Все наоборот — в соавторстве, кстате. 8)) А фильм «Шла собака по роялю» я всегда привожу в пример запредельного дерьма, к которому была написана гениальная музыка.

          • А чо там за музыка? Я это кино не глядя возненавидел после того, как про него подряд три раза в «Будильнике» рассказали, а потом еще в «Пионере» зачем-то заказуха вышла. «Вот кто засунул свеклу в трубу вертолета!» Пфуй.

          • Читал недавно, что собираются на Пермском ТВ (вроде бы) снять римейк «Ивана Семёнова».

          • (азартно) А ещё у меня где-то лежит сборник рассказов «Чумазый Федотик»! :Р

    • сходу помню только семенова, лелишну и руки-вверх с совершенно психоделическими картинками. хотя, наверно, и друзья-приятели должны были попадаться, но почему-то забылись.

    • Судя по бесконечному «б-без сиропа», и пересматриваешь (я, впрочем, тоже то и дело скандирую «И! Ван! У! О!).
      Кстати, Леш, не в курсе, киноримейк «Ивана Семенова» доделали? Все кричали, что снимут вот-вот

    • Оказывается, да. Я думал, в Перми Воробьев центровой (официально-то там вроде Кузьмин наиболее ценился) — а ни фига. Очень крут Давыдычев.

  1. надо же, я даже не слыхал. От народа скрывали!.. «Руки вверх» читал, конечно (причём в первый раз — по-английски, купил в «Прогрессе»), «Ивана Семёнова — тоже знаю, а это — нет…

  2. Был у меня сборник Давыдычева. В детстве это была одна из любимых книжек, но сейчас содержание помню смутно. Про очень неординарную девочку по имени Аделаида это здесь? Когда-то был в нее заочно влюблен, потом напрочь забыл, а теперь снова вспомнил ))

    • Аделаида с золотым зубом и поставленным ударом — это как раз в «Иване Семенове». Классная.

        • Весь Давыдычев того стоит. Я-то думал шняга, чес-гря, вот пять лет и не читал подкупленное. А ща просто припух. Очень круто и нестандартно.

          • Мне только в своё время что-то не пошла «Эта милая Людмила» (а купил сам на собственные деньги!) -даже и читать забросил после пары десятков страниц. Надо, наверное, достать с полки — попробовать теперь прочитать.

          • Если эту полку отыщу)))
            P.S. а книг, кстати, у меня тоже не было — библиотека школьная и городская. Из своих только вот «Людмила», «Чумазый Федотик» и «Поп Попов» (одноклассник на день рождения дарил).
            Но купил недавно эксмовский сборник и нашёл в списанной цеховской библиотеке аж два разных издания «Руки вверх!» (одно — ТО САМОЕ!).

          • Дык да)
            P.S. комп (винт) сломался — пароль от ЖЖ в браузере, пароль от гмайловского ящика, через который восстановить, в почтовике. А бумажка, на которую вроде бы когда-то записывал на всякий случай найти не могу.)) Так и мучаюсь несколько месяцев уж.

  3. Именно из-за Ивана Семенова единственного Колю в нашем классе уже сорок пять лет называют Килей. Правда, сейчас уже реже и за глаза, повзрослели маленько.:) Нам эту книгу на внеклассном чтении в первом классе читали.:)
    Килька в томатном соусе, ноль руб, пятьдесят коп банка!

    • Утром был разговор с отцом. (Ну и любят же поговорить эти взрослые! Нет чтоб просто сказать, что вёл ты себя плохо, обормот ты такой, – и всё!)
      – Скоро кончишь дурака валять? – спросил отец.
      – Скоро.
      – А то ведь надоело с тобой нянчиться. Понял?
      – Понял.
      – Тебе хоть немного стыдно?
      – Стыдно.
      – Немного, средне или очень?
      – Очень.
      – Больше не будешь?
      – Нет.
      И ещё минут десять! Так и хочется сказать: «Да что я, маленький, что ли? Не понимаю? Всё я прекрасно понимаю, но не везёт мне. Я бы рад хорошо себя вести, но не получается!»
      Вышел Иван на кухню, а там мама спрашивает:
      – Скоро кончишь дурака валять?
      – Скоро.
      – А то ведь надоело с тобой нянчиться. Понял?
      – Понял.
      – Тебе хоть немного стыдно?
      – Стыдно.
      – Немного, средне или очень?
      – Очень.
      – Больше не будешь?
      – Нет.
      И ещё минут десять! И когда в кухне появилась бабушка, Иван затараторил:
      – Скоро кончу дурака валять, потому что тебе надоело со мной нянчиться. Мне стыдно очень. Больше не буду.
      – Ненаглядный ты мой! – воскликнула бабушка. – И всё-то ты понимаешь, бесценный!

      • Папе очень нравилась эта книга, он ее любил цитировать. Как и Козьму Пруткова.
        А как нынешние мамочки Ивана Семенова осуждают, в смысле не самого Ивана, а книгу. На нотах: ужас-ужас. Отдельное удовольствие.

          • Дяденьку мы слушали,
            Хорошо покушали,
            Если бы не слушали,
            мы бы не покушали.
            (Какой-то советский боевик про плохих капиталистов.)

          • «Виктория
            Девочки, какой стишок на елке мальчику рассказать можно? мальчик рассказывать будет Деду Морозу)))))))))

            Наташа Нестеренко
            Смотря сколько лет мальчику. Если маленький, то:
            Наряжали звери елку, помогал зайченок волку, белочка и ежик потрудились тоже.
            К елочке несли корзины- в них грибочки, да рябина, яблочки на диво, будет ель красива.
            А наутро глядь на ветке лишь обертки от конфетки, то сластена жадный съел убор нарядный.
            Стало грустно зайцу, волку: чем теперь украсить елку?
            Вдруг к поляне мчится белый конь, как птица.
            Дед Мороз везет игрушки, и гирлянды и хлопушки
            Хороши подарки, будет праздник ярким!»

          • Ну а чо! Все по доброму. И интеллект развивается. Вот попробуйте такое выучить. Тараканище или доктора Айболита всякий сможет, а здесь недюжинные способности надо.

          • «Газета Русский Вестник (статья от 28 июля 2006 «Легенда детской литературы»), дала полноценную характеристику творчества поэта:
            «…Из-под его пера ложатся минипроизведения, пронизанные светом и теплом, добротой и душевным покоем. Стихи — детям. Это не лозунг, не сиюминутная реклама. Это его жизненное кредо — это его боль и радость. Это боль за страну, боль за порушенное прошлое, боль за неопределенное будущее, боль за нарастающее поколение. А радость — это путь через свое творчество общаться с детьми: делать их светлее, приветливее, радушнее к природе, к старшим товарищам и прежде всего к родителям. Стихи — детям. Они читаются, поются, дышат легкостью и свежестью счастливого созерцания солнца или облачка, травинки или цветочка, ветки яблони или березы, снегирей, воробьев, ежей, лошадей. Степанов не отступает ни на миг, ни на шаг от земных растений или наших чудесных домашних или лесных обитателей. etс»

            Сам писал, по ходу.

          • *умиленно* Он весь — дитя добра и света…
            *прорыдавшись* А вам не кажется, что идея с повальной грамотностью была не совсем верной?

          • (зажимая пасть внутреннему граммар- и семант- наци) Нет! Пусть читают и (потухшим голосом) пишут.

      • Битте дритте фрау мадам! Цвай брот шпиндель. Фидермоль урна!
        Наизусть, между прочим.

        (А на фразе шпиона «Мистика какая-то…» со мной НАИЗУСТЬ делается истерика.)

        • А я с детства по Томину прусь:
          «Но тут Костя пришел в себя. Он слез с майора и поднял руки. Помятый майор поднялся, отряхивая снег.
          – Не буду я играть, – буркнул он.
          – Но я же сдаюсь, Мишка! Смотри, я руки поднял. Допрашивай.
          – Ит из э лэмп? – неохотно спросил Мишка.
          – Нихт, – ответил Костя.
          – Гив ми зэ эппл, – строго сказал Мишка.
          – Нихт.
          – Нина хэз э дог! – крикнул Мишка.
          – Нихт, – ответил Костя. – Можете меня расстрелять, – добавил он на чистом русском языке.»

  4. Я подскажу тебе ещё художника, иллюстрировавшего Давыдычева: Багаутдинов Рифкат Шайфутдинович. Аверкиев, конечно, большой умница, а Багаутдинов — это гений.
    Вот, нашла ссылки на «Руки вверх» и «Семёнова».
    http://vk.com/album-25069181_180020273
    http://bookvart.livejournal.com/37477.html#cutid1
    Пишут, что и «Лёлишна» есть, но сама я книги не видела.

  5. Я вот не возьмусь определить, а кто круче – Воробьёв или Давыдычев. Оба читаны-перечитаны. А «Лёлишна», как раз (помнится) перечитывалась чаще всего. Хотя, Давыдычев был, наверное, почти весь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *