В конце 80-х одной из главных надежд советского кинематографа была почти официально объявлена так называемая «Казахская волна», рожденная, как считается, мастерской Сергея Соловьева. Казахский призыв в мастерскую, насколько я понял, был спровоцирован движухой на «Казахфильме», связанной, помимо прочего, с возвращением домой сценаристов Александра Баранова и Бахыта Килибаева (оба только что закончили ВГИК), а также творческой миграцией Сергея Бодрова, который успел написать несколько мегауспешных сценариев для «Мосфильма» и студии Горького, но ближе Алма-Аты возможности попробовать себя в режиссуре, похоже, не обнаружил. На «Казахфильме» он дебютировал хоть в соавторстве (в титрах указано «при участии»), но звонко – подростковой элегией «Сладкий сок внутри травы» с 14-летней Гульшад Омаровой в главной роли, а год спустя сольно снял «Непрофессионалов», которые, однако, дошли до проката лишь к 1988-му. Когда, собственно, и пошла волна.
Тимур Бекмамбетов еще только перебирался из Ташкента в Москву, Гука Омарова проклинала детский киноопыт и возвращаться к нему не очень хотела, слава Абая Карпыкова, Ардака Амиркулова, Ермека Шинарбаева и Дарежана Омирбаева тоже была далеко впереди.
Так что авансовую репутацию волне, насколько я помню, создали две короткометражки. Документальная «Йя-Хха» Рашида Нугманова про ленинградский рок — и игровая «Хочу купаться» по сценарию Баранова и Килибаева. Получасовое кино про двух пацанов, которые раздобыли автомат, украли машину и двинули исполнять заглавное желание сквозь степи, неровные дороги и ошалевшие милицейские кордоны.
Через год-два вышли «Игла» Нугманова по сценарию Баранова и Килибаева, «Трое» и «Женщина дня» Баранова-Килибаева, «Конечная остановка» Серика Апрымова – и понеслась. Но первыми были «Йя-Хха» и «Хочу купаться». Вокруг них и кипели дискуссии на фестивалях, закрытых просмотрах и в кинопрессе.
Я это, собственно, к чему.
«Йя-Хха» общедоступна и находится по первому тыку.
«Хочу купаться», похоже, никогда никуда не выкладывалась. Более того, фильм не указывается в большинстве биографий и резюме авторов сценария, а режиссер короткометражки не называется в принципе. И вообще упоминаний «Хочу купаться» в интернете примерно два.
Странными путями ходит глория мунди.
> кино про двух пацанов, которые раздобыли автомат, украли машину и двинули исполнять заглавное желание сквозь степи, неровные дороги и ошалевшие милицейские кордоны
По описанию похоже на Достучаться до небес.
На половину road-movie похоже, да хоть на начало «Психо» — только в сабже мотивировка иная, подростковый срыв с уклоном в суицид.
Теперь похоже на Прирождённых убийц 🙂
Тоже верно. Только «Прирожденные убийцы» — Бонни и Клайд эпохи прямого эфира, а пацаны из сабжа — просто пацаны, которых все достало, а купаться хочется, и идут все лесом.
«Странными путями ходит глория мунди. «
Да в общем-то нередкая судьба для фильмов того времени.
«Дикий восток», наверное, до сих пор существует только в виде vhs-rip, хотя его даже по ТВ показывали. А уж фестивальная короткометражка…
У «Дикого востока» хотя бы паблисити немереное. Я чего пост-то этот навалял — полез уточнять режиссера и обнаружил дырку вместо явления. Даже усомнился на секунду, был ли фильм.
Опасный тезис «нет в интернете — нет в реальности» действует даже на старорежимных субъектов типа меня.
Но это «паблисити» годами нарастало, а было время, когда в интернете тоже было два упоминания.
С короткометражкой, да ещё и первой в любом случае сложнее — могла и не сохраниться, или лежит на видеокассете у режиссёра в дальнем шкафу.
Знать бы еще, кто режиссер. В киноэнциклопедии КМ упомянута только в фильмографии Килибаева — «автор сценария, совместно с Барановым», а в фильмографии Баранова не упомянута.
Сильная лента, кстати. До сих пор финальные кадры помню: пацаны из машины вышли из машины, стоят, смотрят на растянувших шипастую стоп-ленту автоматчиков и слушают мегафон про «ребята, пошалили и будет», потом закоперщик надсадно говорит: «Я купаться хочу!», — садится за руль, хлопает дверью и втапливает под клацанье затворов.
Смотрел в гонце 80х. Концовка трагичная, но впечатляющая. Ищу на просторах, но нету… Шел в серии типа «творчество молодых режиссеров». Там еще был «Голос» с Семеном Фарадой, «Пуговица» и что то еще.
Да, удивительно многое странным и досадным образом потерялось.
Грустно, почти все мимо меня, хотя жила там в то время. Но вот с девочкой из бодровского фильма вместе занималась стрельбой из лука. Не Гульшат, Светой, на какой-то из второстепенных ролей у негог. И было нам тогда по 10-11. А после на Казахфильме Бодров же делал «Чужая, Белая и Рябой» Тот фильм помню и люблю
А я полагал, это господина
ЗагоскинаСоловьева сочинение.Подождите-подождите, неужто Соловьев?
Ай да лошара!
А ведь жила с ощущением, что Бодров. Но фильм замечательный был, особенно момент с ожившими курами.
Лучший фильм Соловьева, ящитаю («Сто дней после детства» я как-то не очень, а звонкие перестроечные ваще не).
Не, любимая все-таки трилогия: «Асса», «Черная роза», «Дом под звездным небом». Или опять чего-то не вкуриваю и имеет место быть тетра-, пенталогия? Бывают такие? Особенно, отчего-то, Баширов там нравится.
Но голые куры из помойки, каталась по полу от смеха.
Баширов всегда красава. Я был пьян и потому прошу прощения, мое поведение недостойно советского офицера (с)
Да-да-да. Золотыми буквами на скрижалях памяти.
И первая запятая вроде лишняя — Белая и есть Чужая, если я правильно помню.
Экий вы, право слово, привередливый. Запятые им наши не нравятся!
Вот если бы ваше трудное детство прошло в степях Казахстана, может вообще после каждого слова ставили бы.
И, да, у меня много тамошних знакомых в журналистике работает. Могу спросить про «Хочу купаться», если эмоциональный контакт в свое время установился, люди могут знать-помнить о фильме больше.
Очень ,может , быть……..
Спросите, а. Вдруг у кого запись сохранилась.
У Килибаева, понятно, есть, и сам он в Москве и вроде не прозябает — но, судя по рисунку поведения, вряд ли склонен выпускать ленту в массы.
Умгум. Спрошу.
Так что, то есть вот прямо совсем неоткуда скачать? Ну жаль, после такой рекомендации я бы глянул.
Да я бы и сам с удовольствием.
Не забудьте еще про «Гонгофер».
да…явление…вспоминал этот фильм «Хочу купаться»…. все думаю забью да посмотрю в интернете, даже сомнений не было в его отсутствии и вот те на…
Ну, чудеса бывают — может, появится как-нибудь когда-нибудь.
Фильм смотрел тогда еще по ТВ и фильм произвел на меня подростка сильное впечатление. Сейчас что-то вспомнил, но, увы, в интернете так и не нашел.
Будем ждать и надеяться (с)
Видимо, уже не появится. Похоже ни одна копия не сохранилась.
Я тот чел, который играл русского парнишку. Это был мой единственный опыт в кино. Сейчас живу в России, работаю инженером-геодезистом на линейных объектах (нефте-газопроводц, ЛЭП и т.д…). Почему тогда не сделал копию VHS не знаю, хотя была возможность, думал это будет в вечность, а получилось как у Раневской.
Перескажу сюжет, как непосредственный участник. Я и мой казахский товарищ играли одноклассников, нам было по 15-ть, хотя играли старшеклассников. У него, по сюжету, были проблемы со «старшаками» с района, как сейчас говорят. Что-бы их развести он решает подрезать из кабинета НВП (начальная военная подготовка) муляж Калаша, на что подписывает моего героя. Раздобыв Калаш мы едем к тому кому должен мой казахский товарищ, берём его на понт и «строим». Всё, больше он ничего никому не должен. На обратном пути, мой радостный казахский товарищ замечает в одном из дворов патрульную машину своего отца (его отец служит в милиции) и говорит: всё таки он продолжает ездить к своей любовнице… Психует, подбегает к машине, разбивает стекло и всячески хулиганит… Его отец в расстёгнутой рубашке, вместе с любовницей выглядывает в окно и… В общем мы прыгаем в патрульную машину и угоняем её… Оторвавшись от погони и выйдя за город, решаем сменить тачку. Уже вечер, на берегу озера обнаруживаем Волгу и влюблённую парочку. Мужика играл Георгий Мартиросян, ему тогда было 40 лет и молоденькая актриса. Мой товарищ считает, что это любовники, быкует на девушку, герой Мартиросяна впрягается, я вырубаю его прикладом. Садимся в Волгу и валим. Я из бардачка достаю их документы и говорю, что это муж и жена. Мой казахский товарищ продолжает быковать. Ближе к обеду у нас заканчивается бензин, заезжаем на заправку. «Королева бензоколонки» выставила табличку — «Обед» и посылает моего товарища лесом, на что он мне и жалуется, пока я вставляю шланг. Моя реплика — «Не хочет за деньги, так заправит»… Беру Калаш, иду и просовываю ей под стекло. Она нас заправляет, мы уезжаем, она звонит в милицию…
… В общем наше дорожное приключение ещё через несколько эпизодов подходит к финалу… На пути к Иссык-Кулю мы нарываемся на кордон — шипы поперёк трассы и заслон из милицейских машин с автоматчиками… И отец моего товарища, в форме, в мегафон вещает что-то вроде: «ребята, побаловались и хватит, сдавайтесь»… Мой казахский товарищ, размазывая сопли, бежит к отцу со словами: «папа прости»… А мой герой посмотрев на это, говорит; «Я купаться хочу!», садится в Волгу, разворачивается и даёт по газам… Идут титры, фоном к которым звучит автоматная очередь…
Был снят ещё один план, который не вошёл в фильм — под звуки автоматной очереди, Волга кувырком летит в кювет и взрывается… Так что концовку оставили открытой…
Вот как-то так…
Надеюсь, что всё-таки эта короткометражка хоть у кого-то сохранилась…
Ого, вы бы хоть свое имя и фамилию написали или имя казахского актера. Казахи поищут фильм у себя. Народ все знает (с)