Дмитрий Колодан
Кэролловское Зазеркалье, наши дни. Селениты сбивают масло для смазки времени, в окна стучатся рыбы, Человек-Устрица отстреливает Моржей, охотящихся на доверчивых красоток, Плотник вырезает счастливое будущее по живой плоти, а между ними бродит несчастный Джек, который не может вернуться в нормальный мир — ведь для этого придется выпустить побежденного однажды страшного Бармаглота.
Дмитрия Колодана, которые входит в топ надежд молодой отечественной фантастики, мне хвалили и рекомендовали очень многие. Его есть за что хвалить. Колодан владеет словом и умеет гнать образы в режиме залитого до краев флакончика с мыльной водой. Другое дело, что большая часть этих образов неоригинальна. Это, конечно, не беда. Не беда и то, что стиль Колодана нарочито тускл и подзатерт — такое ощущение, что автор вдруг резко заматерел, застеснялся присущего молодости размаха и принялся этот размах урезать и затушевывать.
Сдержанная форма здорово срабатывает при богатом содержании. А содержания нет – и вот это главная беда Колодана. «Время Бармаглота» ни про что – нет в нем ни экшна, ни просто серьезного действия, ни страсти, ни любви, ни ненависти. Больше всего повесть напоминает популярные в советские времена приключенческие пособия по математике, из которых убрали математику. И вот мечутся профессор Звездочетов и его внук Ермолай по Карликании, наблюдают за странным поведением птиц, гадов и небесной тверди – а зачем это все, непонятно ни им, ни читателю.
Не уверен, что проблема в молодости автора, который уже знает, как, но не понимает, про что. Может, беда в упомянутой стеснительности, мешающей писателю рассказывать о своей и нашей жизни, а не переигрывать чужую давно завершенную игру. Хотя не исключаю, что все упирается в проклятую привычку.
Колодан, как и большинство фигурантов топа надежд, завзятый «грелочник». А рассказы на «Грелку» пишутся именно так: схватил заданную тему, нашвырял персонажей поколоритней и деталей посмачней, присыпал экзистенциальным отчаянием, над финалом тоненько провесил щемящую надежду – все, успел. Из «Бармаглота» вышел бы приятный микроэтюд – никто не будет спорить, что в кратеньком пересказе (см. первый абзац) повесть выглядит обалденно. А читать скучно. Да и не нужно, по большому счету.
Интересно, что скажет по этому поводу Кальтенбруннер…
Кальтербруннер говорит: Яволь, натюрлих, йес-да-да! 🙂
Нет,
КоляКальтенбруннер не такой. 🙂на самом деле как бы много Кальтенбруннеров есть 🙂
Ich fühle mich nicht schuldig an irgendwelchen Kriegsverbrechen, ich habe nur meine Pflicht als Sicherheitsorgan getan und weigere mich, als Ersatz für Himmler zu dienen.
Автор долго-долго рассказывал в повести, что у него — не кэрролловское Зазеркалье. Всё зря, значицца.
Если бы не было Кэрролла, появилось бы «Время Бармаглота»?
А если не кэрролловское, то чье? Губаревское или лекарревское?
Ответ «колодановское» не принимается чисто по техническим причинам.
Да не, я не с целью поспорить. Конечно, отправная точка — Кэрролл. Просто мне показалось, что идея была примерно такова: мир, в который попал Джек, настолько чужд, что его реалии можно трактовать самыми различными способами. Вот, мол, под определённым углом зрения можно увидеть там и кэрролловские штучки.
Но, видимо, это уже мои домыслы.
Оттого и «наши дни».
Технически-то все очень неплохо, но техника в наши дни не то что в период реконструкции, решает не все. Да и Дмитрий сам, такое ощущение, устал углы зрения менять.
Спасибо! Этого следовало ожидать. Я совершено не понимал, зачем все так носились с «Другой стороной» — мне книга показалась весьма средненькой.
Перехвалили.
Эх, Шаинян не перехвалили бы теперь.
Хотя я вот еле сдерживаюсь. На фоне увядающих мэтров (Мигрант, Симбионты, Человек Ниоткуда — неплохие книги, да. Всего лишь неплохие) «Бимини» — как глоток свежего воздуха…
Впрочем, тут риск меньше. У Карины есть свой Чудный Мир, и побогаче реального — значит, есть что рассказать. И есть талант это сделать…
Не удержался.
Ну, благодарить-то не за что, я расстроен и раздражен — и тем, что автор не так хорош, как мне расписывали, и тем, что не получилось круг чтения расширить.
Шаинян не читал совсем. Погожу пробовать — буду иностранцами утешаться.
Да уж, с расширеним круга чтения в последние годы проблема. В рамках фантастики как-то совсем тускло стало. Зонис, Шаинян, Наумов — больше никого и не нашел за два последних года. Пришлось рыть боллитру. И — оказалось, что там не только напыщенные крусановы и стареющие кабаковы! Есть еще Зайончковский, Сахновский, Водолазкин…
Я хоть и обнаружил несколько достойных имен (немолодых), думал совсем уже спасаться в монографиях и прочей контрбеллетристике. Но сейчас чо-то плотно сел на зарубежную фантастику последнего десятилетия — и доволен как таракан.
Такие же ощущения. Сформулировали за меня. 🙂 Переоценённый автор (для моих вкусов).
Я надеюсь, что Колодан себя еще покажет — когда повзрослеет, например. Но масштаб переоценки впечатляет.