Вчера посмотрел турецкий блокбастер «Долина волков. Ирак» (Kurtlar vadisi. Irak) — крупнобюджетный сиквел главного турецкого сериала последних лет. Сериал, насколько я понял, представляет собой что-то типа нашей «Бригады», а вот кинофильм российских аналогов не имеет.
Три турецких чекиста-диверсанта отправляются в Ирак мстить за зверское унижение, которому американцы подвергли турецких союзников: окружили штаб и вывели командиров с мешками на головах (один из турецких командиров в связи с этим застрелился). Диверсанты намереваются подвергнуть аналогичному унижению главного американского гада, которого играет Билли Зейн, провинившийся еще в «Титанике», когда стрелял в ди Каприо, а попал в дно корабля, от чего тот, видимо, и потонул. Однако герой Зейна не позволяет ни приодеть, ни взорвать себя, остроумно прикрывшись невинными детишками. Удрученные турки удаляются, и начинается взаимная охота на фоне иракской войны. И вот этот фон наиболее интересен – тем более, что ради него проект и затевался.
По версии авторов фильма, США вторглись в Ирак не ради демократии, нефти или свержения ненавистного Саддама. Единственная цель, которую преследуют американцы – получить доступ к большому количеству физически здоровых людей, из которых можно ежедневно вырезать почки, сердца, желудки для отправки в клиники США, Израиля и Европы. Таким образом, американцы четко рифмуются с какими-нибудь марсианами, прибывающими на Землю с исключительно людоедскими целями. Проблема в том, что отрицательные герои «Долины волков», в отличие от неведомых владык «Второго нашествия марсиан», являются тупыми злобными америкосами, по сравнению с которыми каратели СС выглядят благородными гусарами. Естественно, эти садисты не способны выстроить с местным населением нормальный товарообмен, а способны лишь убивать детей, вырезать женщин и травить собаками стариков (вторая голливудская микрозвезда фильма, Гэри Бьюзи, играющий доктора-трансплантатора, устраивает герою Зейна натуральную истерику на тему «Прекрати портить мое сырье»).
Вот такой подход и выделяет «Долину волков» среди голливудских, а хоть и российских боевиков, в остальном отличающихся от турецкого блокбастера не слишком сильно (герои благородны, женщины красивы, любовь несчастна, а финал радостен со слезами на глазах). Отечественные кинематографисты, по крайней мере в эпоху цветного кино, американцев и иных вероятных противников в каннибализме не обвиняли. И вообще врагами в наших фильмах всегда были либо предатели, либо сумасшедшие маргиналы, от которых Вашингтон открестился.
Между тем, Турция союзник США в Ираке и много где еще. Население и ВВП Турции всего вдвое меньшее российского, а уровень экономического роста сопоставим – безо всякой нефти и газа. И это Турция поставляет в Россию продукцию высокого передела в обмен на сырье, а не наоборот.
Фиговенькие фильмы и некорректные сопоставления любопытны тем, что позволяют делать интересные выводы. Например, о весомости российских политкультурных амбиций по сравнению с турецкими и о том, кого отличает бОльшая готовность претендовать на звание второго или хотя бы пятого полюса многополюсного мира.
Весьма любопытно, весьма…
Наши тоже всякую клюкву снимают.
«Мужской Сезон. бархатная революция» — про то, как на деньги ЦРУ во всех странах СНГ организовываются оранжевые революции с целью привода к власти в оных государствах лиц, помогающих каким-то генералам амерканской армии продавать всё боьлше и больше наркотиков.
А вчера по ОРТ была офигенная предеча в формате документального фильма, о том, что Российский паспорт — это супер вещь, и кому попало её не дают. Вот, типа, чемпион мира по боксу из Узбекистана — 12 лет мучался, пока ему личным указом Президента паспорт российского гражданина не выписали. Или вот преподаватель военной академии из Тбилиси — 14 лет жил как бомж, ему десятки товарищей помогали, даже безногий Маресьев (тот самый лётчик!) за него хлопотоал — и всё равно не длали. Потому что паспорт россиянина — это такая штука, такая штука, такая замечательная штука, что прям ваще! Паспорт россиянина, оказывается — этол защита ото всех мыслимых и немыслимых бед, которые только могут приключиться ч человеком! И если у человека есть паспорт россиянина — то ему беды не страшны! Его спасут из любой страны!
Я просто припух.
В том-то и дело, что наше исконное желание найти и взять к ногтю врагов редко выходит за госграницы. Как сказал Сталин про уходящих-приходящих гитлеров, так все и впечатлились, и всякий подонок в советском либо российском кино есть выродок весьма благородного в целом рода, неважно, нашего или нет. У нас даже когда скопом народы выселяли, кино про это не показывало. Их просто вычеркивали из культинформполя. Соответственно, бархатные революции организуют продавшиеся негодяи, но наш народ велик, ворье держится на грузинах, но «Мимино» и тифлисские напевы мы не забудем, шпионские камни подбрасывают англичане, но Шекспира, «Битлз» и «Челси» мы любим, антироссийскую истерию развязывают американские спецслужбы, но в целом американцы не виноваты. А у турок — именно виноваты и именно все.
Исконный такой подход.