Перетащу все-таки и сюда из fb прошлонедельный бурливый пост.
Михаил Эдельштейн более-менее только что (в подборке электронного журнала «Лиterraтура», посвященной итогам ушедшего года) очень точно сформулировал мои ощущения от явления «Важный Роман, Который Ждали Все Критики, Читатели И Кто Только Не»: «Это вообще что такое?»
(Контекст формулировки: «Ещё одна составляющая этой ситуации – невозможность серьёзного разговора о языке художественного текста. Пишешь, что книга NN отвратительно написана, приводишь примеры – тебе отвечают: «Ну что вы придираетесь, из любого большого романа можно надёргать неудачных цитат». По самым, казалось бы, элементарным и очевидным вещам невозможно договориться с – без всякой иронии – вменяемыми и авторитетными коллегами.
В результате хороший критик в хорошей газете взахлёб хвалит некий роман и для иллюстрации приводит один фрагмент: «Серёга искренне считал, что он круче всех, но своё превосходство (в меру своего понимания) использовал во благо ближних. Он вообще был нацелен на людей: жаждал одобрения, восхищения, зависти. Вряд ли он кого-то любил, кроме себя, но зато все вокруг видели: одиночество – это не то, что человеку причиняют другие люди, а то, что человек причиняет себе сам». Это вообще что такое?»)
Щас вот прочитал кусочек еще одного Проекта, Которого Ждут Все Литературные Критики Страны (по версии, понятно, крупнейшего издательства той же, видимо, страны). Начало там такое: «С лязгом поднялась дверка в железной двери камеры. Тотчас стукнул и захрустел в замке ключ. Фигуры на койках ворохнулись, приподнялись, сели рывком. Моргая от света, обитатели камеры воззрились на дверь. В карих или светлых, больших или узких, по-юношески ясных или уже обведенных морщинками, в их глазах не было ни мысли, ни разумения, один только страх: кого сейчас? Судя по темной полосе, видневшейся в намордник на окне, все еще стояла ночь. А может, уже утро? Осенью ведь по утрам уже темно.»
Вопрос, вопщим, ложится как влитой: «Это вообще что такое?»