Ни для кого не секрет, что последние годы я наряду с панком и прочей антинародной музыкой («эти ваши роки бум-бум-бум» в терминологии моей мамы) все активнее проникаюсь музыкой именно что народной (несимпатичной маме и родне, пожалуй, даже посильнее). Причем не просто этника, но этника в первую очередь российская: тувинцы, удмурты, коряки и еще полтысячи народов, племен и суперэтносов. Ну и татары, конечно, куда без них-то.
Слушать это нелегко. Совсем аутентичные ребята, умеющие полтора часа кряду завывать средним потрохом, бия при этом в бубен, воспроизводят все-таки довольно прикладную манеру, направленную на опрокидывание слушателя в полную дурь и изгнание из него, допустим, маленьких фиолетовых червячков. За рулем, да и на досуге, опрокидываться и испускать червячков просто опасно. Беда не только в этом, но и в том, что сильные мелодические (про нарративность умолчу, ибо малограмотен) куски попадаются исчезающе редко.
Ребята продвинутые играют с модой. Соответственно, если изучать этно-достижения последнего тридцатилетия, можно стать знатоком новейшей поп-истории: в 70-е татары открыли для себя синтезатор (и настал копец), в 80-е якуты фигачили хард-рок (лучше не стало), в 90-е уйгуры ушли в глубокое диско (кажется, добровольно), в нулевые все на свете освоили хип-хоп, лаунж и космополитичный подход к аккомпонементу (и размазались по столу). Космополитизм-то я выношу, а попсу нет. Не понять того груздю, и от этого грустю.
То есть несколько имен, относящихся именно что к разряду рОдных космополитов, наловить удалось (Зуля Камалова моя разлюбезная, Саинхо Намчылак, Kampec Dolores, в меньшей степени Ооржак, Хатылаевы и «Хуун Хуур Ту» — не говоря уж о разнообразных веселых финских и ирландских придурках). Но задача-то была другой. Хотелось найти исконное звучание, правильное и пронзительное, как у колыбельных или родительских присказок типа Ayu balasi. А оно не находилось.
Теперь нашлось. Совершенно случайно и там, где не ждали.
Два месяца назад я купил в Иркутске пиратский диск Music of Shamans, собравший шесть выпущенных в Европе альбомов, два сольно-полузвездных (как раз Ооржак с Хатылаевыми), остальные как бы аутентичные сборники монгольских, сибирских и инютских напевов. Теперь этот диск из вертака не вынимается.
Потому что там она и нашлась — четвертая песня альбома, названного по-французски «Шаманские и обрядовые песни из бассейна Амура». Я, конечно, полез выяснять и обнаружил, что никакие это не шаманы, и даже не аутентичные старушки, заждавшиеся галльского фольклориста в простывшей яранге. Это такой народный нанайский ансамбль «Сиун», созданный полвека назад в амурской деревне Ачан Валентиной Киле и с тех пор ставший одной из главных звезд дальневосточного фолка (гастроли в Москве, Европе и Америке и т.д.).
И это здорово. Потому что «Песня об урожае», вполголоса, но с душой исполненная самой Киле и нынешней руководительницей ансамбля Ниной Гейкер — предельно правильная штука, как, не знаю, нетронутое червем спелое яблоко, детский рисунок солнышка или месяц в небе. Я не спорю — может, песенка так ровно легла на мою плоскую душу из-за примитивности или там схожести до степени смешения с татарским мотивом — как, впрочем, и с пионерской народной песенкой «Если вы утонете, вы ко дну прилипнете».
Как говорили девочки в фильме «Хрусталев, машину»: «А нам надо!»
Аргала ни очасын. Что бы это ни значило.
(Еси чо, песенка тут, четвертая сверху. Первые три тоже замечательные, остальные лучше не слушать).
любознательно
а вот белорусская этническая группа Троица не попадалась?
Re: любознательно
Не-а. Меня такие названия пужаюд — ну и общая перекормка иван-купалами (на уровне белого шума) сказывается. Малость отмокну — пойду и по славянам.
Re: любознательно
Залез на сайт, послушал пробники. Симпатично. Пишем в очередь.
Спасибо, Саш.
Re: любознательно
покупайте бедорусское!
Re: любознательно
Напоминает слоган из сказки «Горя бояться — счастья не видать».
Re: любознательно
всего лишь опечатался, а как многозначительно всё стало!
Re: любознательно
Так и возникает Большая Королевская Опечать.
Красота!
Ага. Рад, что понравилось.
Отличная песня. Мне еще шаманские с барабаном понравились. А про белорусов вы зря, послушайте, если попадется. Трудно описать, что это за музыка, но услышать стоит.
Спасибо, попробую.
не говоря уж о разнообразных веселых финских и ирландских придурках — а можно немного подробностей?
Ну глянь Korpiklaani и Dropkick Murphys. Первые — такой совсем кабак-кабак, вторые, скорее, птушники на футболе. Но веселые, заразы.
Наконец-то собрался с силами послушать 🙂 Да, бодрят 🙂 Послушаю еще
Славная песенка и я тоже не знаю, что такое по-удмуртски(?) «аргала», но верю — все в мире как-то связано. Потому вот вам значение этого слова из Джйотиш (ведическая астрология) не на хинди или урду, а вообще даже на санскрите. Аргала — влияние.
Это по-нанайски, который тунгусская группа, алтайская семья — и гипотетически ностратическая прасемья, как и индоевропейские. Так шта все возможно.
Ото ж…
А вот внезапно вспомнилось, что у меня в ящике офисного стола (где ж еще-то) лежит школьный нанайско-русский словарик — к сожалению, тематический, то есть без сквозного упорядочивания по алфавиту. Тем не менее, удалось обнаружить, что «аргалаори» — «обмануть, подвести» («-ори», очевидно, инфинитивная форма), а «ачаси» — «нельзя».
И все прям заиграло новым цветом.
Еще пара десятков лет столь же напряженного умственного труда и в вопросах языкознания сможем тягаться с великим знатоком товарищем Сталиным.
Теперь без дурацкого ерничанья: можно гадать на внутренностях слов, а можно давать им раскрываться несорванным цветком в твоих руках. Второе лучше. Получилось. Ждите чего-то хорошего. Слова — смыслы и умеют быть благодарными.
Да я вообще это дело люблю, в словах порыться, даже непонятных — и не запугает меня ни Марр, ни благодарные читатели, которых задолбали мои завихрения и прыжки по герундиям, воу-воу.
Мы у вас герундиев не замечали. Может оттого, что исключительно подростковое ваше читали (мыниколайвторой). Но, что читали — очень хорошо. Вы даже в моем годовом топе, а это очень высокая оценка, уж поверьте.
(истово) Верю!