Номер вверху занимает нанаец

Ни для кого не секрет, что последние годы я наряду с панком и прочей антинародной музыкой («эти ваши роки бум-бум-бум» в терминологии моей мамы) все активнее проникаюсь музыкой именно что народной (несимпатичной маме и родне, пожалуй, даже посильнее). Причем не просто этника, но этника в первую очередь российская: тувинцы, удмурты, коряки и еще полтысячи народов, племен и суперэтносов. Ну и татары, конечно, куда без них-то.
Слушать это нелегко. Совсем аутентичные ребята, умеющие полтора часа кряду завывать средним потрохом, бия при этом в бубен, воспроизводят все-таки довольно прикладную манеру, направленную на опрокидывание слушателя в полную дурь и изгнание из него, допустим, маленьких фиолетовых червячков. За рулем, да и на досуге, опрокидываться и испускать червячков просто опасно. Беда не только в этом, но и в том, что сильные мелодические (про нарративность умолчу, ибо малограмотен) куски попадаются исчезающе редко.
Ребята продвинутые играют с модой. Соответственно, если изучать этно-достижения последнего тридцатилетия, можно стать знатоком новейшей поп-истории: в 70-е татары открыли для себя синтезатор (и настал копец), в 80-е якуты фигачили хард-рок (лучше не стало), в 90-е уйгуры ушли в глубокое диско (кажется, добровольно), в нулевые все на свете освоили хип-хоп, лаунж и космополитичный подход к аккомпонементу (и размазались по столу). Космополитизм-то я выношу, а попсу нет. Не понять того груздю, и от этого грустю.
То есть несколько имен, относящихся именно что к разряду рОдных космополитов, наловить удалось (Зуля Камалова моя разлюбезная, Саинхо Намчылак, Kampec Dolores, в меньшей степени Ооржак, Хатылаевы и «Хуун Хуур Ту» — не говоря уж о разнообразных веселых финских и ирландских придурках). Но задача-то была другой. Хотелось найти исконное звучание, правильное и пронзительное, как у колыбельных или родительских присказок типа Ayu balasi. А оно не находилось.
Теперь нашлось. Совершенно случайно и там, где не ждали.
Два месяца назад я купил в Иркутске пиратский диск Music of Shamans, собравший шесть выпущенных в Европе альбомов, два сольно-полузвездных (как раз Ооржак с Хатылаевыми), остальные как бы аутентичные сборники монгольских, сибирских и инютских напевов. Теперь этот диск из вертака не вынимается.
Потому что там она и нашлась — четвертая песня альбома, названного по-французски «Шаманские и обрядовые песни из бассейна Амура». Я, конечно, полез выяснять и обнаружил, что никакие это не шаманы, и даже не аутентичные старушки, заждавшиеся галльского фольклориста в простывшей яранге. Это такой народный нанайский ансамбль «Сиун», созданный полвека назад в амурской деревне Ачан Валентиной Киле и с тех пор ставший одной из главных звезд дальневосточного фолка (гастроли в Москве, Европе и Америке и т.д.).
И это здорово. Потому что «Песня об урожае», вполголоса, но с душой исполненная самой Киле и нынешней руководительницей ансамбля Ниной Гейкер — предельно правильная штука, как, не знаю, нетронутое червем спелое яблоко, детский рисунок солнышка или месяц в небе. Я не спорю — может, песенка так ровно легла на мою плоскую душу из-за примитивности или там схожести до степени смешения с татарским мотивом — как, впрочем, и с пионерской народной песенкой «Если вы утонете, вы ко дну прилипнете».
Как говорили девочки в фильме «Хрусталев, машину»: «А нам надо!»
Аргала ни очасын. Что бы это ни значило.
(Еси чо, песенка тут, четвертая сверху. Первые три тоже замечательные, остальные лучше не слушать).

22 thoughts on “Номер вверху занимает нанаец

    • Re: любознательно

      Не-а. Меня такие названия пужаюд — ну и общая перекормка иван-купалами (на уровне белого шума) сказывается. Малость отмокну — пойду и по славянам.

    • Re: любознательно

      Залез на сайт, послушал пробники. Симпатично. Пишем в очередь.
      Спасибо, Саш.

  1. Отличная песня. Мне еще шаманские с барабаном понравились. А про белорусов вы зря, послушайте, если попадется. Трудно описать, что это за музыка, но услышать стоит.

  2. не говоря уж о разнообразных веселых финских и ирландских придурках — а можно немного подробностей?

    • Ну глянь Korpiklaani и Dropkick Murphys. Первые — такой совсем кабак-кабак, вторые, скорее, птушники на футболе. Но веселые, заразы.

  3. Славная песенка и я тоже не знаю, что такое по-удмуртски(?) «аргала», но верю — все в мире как-то связано. Потому вот вам значение этого слова из Джйотиш (ведическая астрология) не на хинди или урду, а вообще даже на санскрите. Аргала — влияние.

    • Это по-нанайски, который тунгусская группа, алтайская семья — и гипотетически ностратическая прасемья, как и индоевропейские. Так шта все возможно.

    • А вот внезапно вспомнилось, что у меня в ящике офисного стола (где ж еще-то) лежит школьный нанайско-русский словарик — к сожалению, тематический, то есть без сквозного упорядочивания по алфавиту. Тем не менее, удалось обнаружить, что «аргалаори» — «обмануть, подвести» («-ори», очевидно, инфинитивная форма), а «ачаси» — «нельзя».
      И все прям заиграло новым цветом.

      • Еще пара десятков лет столь же напряженного умственного труда и в вопросах языкознания сможем тягаться с великим знатоком товарищем Сталиным.
        Теперь без дурацкого ерничанья: можно гадать на внутренностях слов, а можно давать им раскрываться несорванным цветком в твоих руках. Второе лучше. Получилось. Ждите чего-то хорошего. Слова — смыслы и умеют быть благодарными.

        • Да я вообще это дело люблю, в словах порыться, даже непонятных — и не запугает меня ни Марр, ни благодарные читатели, которых задолбали мои завихрения и прыжки по герундиям, воу-воу.

          • Мы у вас герундиев не замечали. Может оттого, что исключительно подростковое ваше читали (мыниколайвторой). Но, что читали — очень хорошо. Вы даже в моем годовом топе, а это очень высокая оценка, уж поверьте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.