Майкл Суэнвик
Хрипящий, смрадный завод, смертельно опасный и для взрослых мастеров, и для забитых детишек, выметающих сор из сальных углов и кислотных дыр. Лютая школа, прессующая учеников словом, делом и равнодушным храпом. Лихой универ, студенты которого истово трясутся над самостоятельными, а остальное время тратят на широкий спектр развлечений полового, воровского и чарующе самоубийственного характера. Высший свет мегаполиса, построенный на транжирстве, стуке понтов и жестких ритуалах. Сквозь эти университеты то легко и на кураже, то по нижней кромке отчаяния скользит и падает главная героиня — девочка, которая давно должна была сгинуть. Потому что она человек, а все вокруг — нелюди. Эльфы, гномы, полуптицы и ящеры. Тупые, хитрые, лживые и жестокие. Но девочка выжила. Она поняла, что надо быть тупее, хитрее — ну и так далее, — чем все вокруг. И она нашла дракона.
Суэнвик, как большинство взрослых умных брезгливых людей, к фэнтези, скорее всего, старался не относиться — пока не задумался над двумя вопросами, которые традиционными авторами заведомо игнорируются. Первый — как на самом деле будет выглядеть стандартная фэнтези-среда, если посмотреть на нее с марксистской точки зрения: как на сшибку производственных сил, производственных отношений, политических, социальных, финансовых и генетических противоречий. Второй — сможет ли в этой среде, если без дураков и поддавков, выжить обычный человек.
Ответ получился невеселым и мощным.
Понятно, что успешной была сама идея столкновения концепций люди-нелюди: сбивания подмастерья с проросшими крыльями при попытке к бегству с завода, прорастания умерших любовников в незнакомых людях, светских вечеринок в честь человеческих жертвоприношений. И понятно, что способов выживания в любой несовпадающей с тобою среде два: вознестить на гребень среды или уничтожить ее.
Но Суэнвик выжал из обеих понятностей максимум.
Очень крутая книга.
читал две книги Суэнвика, эту в том числе, и не помню совершенно. может, потому, что читал, когда интерес к западной фантастике стремился к нулю. а вот два эссе — про постмодернистов и как раз про фэнтези — ого-го, нет-нет да и перечитываю.
Я нечаянно послушал выступление автора, когда первый (и, видимо, последний) раз в жизни попал на конвент — и, соответственно, пытался ничего не упустить. Суэнвик мне показался дико умным и остроумным человеком. Захотелось проверить книжками — но название, конечно, отпугивало. Теперь вот решился.
Послевкусие от «ДЖД» вышло довольно сильным и, скорее, приятным, хотя читалось по-разному (как автор и задумывал). Может, я просто мало читал первоисточников, которые Суэнвик не то пародирует, не то приколачивает к своей реальности (от натуралистов конца 19-го века до битников середины 20-го).
Знакомство продолжу, хоть и не прям сейчас.
А вообще, Саш, читалка дико развязывает руки. На удивление.
вот не надо про читалку, не надо. я ведь в этом деле без тормозов, а семья потом голодай.
стыдливо
А вчарась я еще и жене подарил.
Re: стыдливо
вчера — сам бог велел.
Re: стыдливо
О, ты тоже слышал.
кто кого нашел
Марксизм, хм, тут не ночевал. Тут больше пелевинской тяги к совмещению несовместимого, которая, как в «Жизни насекомых», дает порой удивительно точные образы современной жизни. И фатализм тут не марксистский, отчетливо персонализированный.
Re: кто кого нашел
Папррасил бы не путать.
Марксизм — это учение, марксистская т.зр. — мем.
Про Пелевина совсем не согласный (кстати, дочитал сейчас «Ананасную воду», дико — на удивление — доволен, попозже попробую отписаться), а фатализм по итогам оказывается не всеобъемлющим.
Спасибо за рецензию, сразу захотелось прочесть.
Очень рекомендую. Но там местами реальный жесткач и безнадега.
Некоторое время в журнал не заглядывал, да и к компьютеру подходил пятиминутками. А тут, оказывается, вот оно как! До ДЖД добрались? Я от этой книги ходил пошатываясь, хотя и подготовлен был уже тогда нововолнистами и думал, что после Эллисона и Желязны меня уже ничто не проймёт. Ошибался (:))
Не слишком близкий мне подход и стиль — но очень круто.
Я какое-то время пытался найти что-то аналогичное по стилистике, антуражу и по уровню (!), но всё не то попадалось. Даже и не знаю, есть ли что-то подобное?
Тоже пока не встречал. Бум искать.
В том-то и дело, что я прохлопал примерно всю зарубежную фантастику последнего двадцатилетия и теперь потихонечку латаю лакуны. Пока только знакомлюсь с авторами, вот круг намечу — буду знакомство углублять. Соответственно, другие книги Суэнвика на очереди, но не ближайших ее подступах.
То есть можно советовать разных авторов? =) «Вирт» Джеффа Нуна читали? =)
Нужно. Не, не читал. Пока из насоветованного узнал Суэнвика, Геймана и Стивенсона, дико доволен. «Ложная слепота» не понравилась, «Террор» Симмонса, который сейчас читаю, тоже в восторг не ввергает, но на обозримом фоне все равно круть. На очереди пока Муркок, Мартин, Мьевиль, Буджолд, Пратчетт и, возможно, Виндж. Теперь, значицца, и Нун.
Спасибо.
Тогда еще посоветовал бы «Пистолет с музыкой» (сильный фантастический нуар-детектив) и «Амнезию творца» (а-ля Филип Дик) Джонатана Летема; «Ночь всех мертвецов» Йена МакДональда (глобальнейшие нанотехнологии, «люди»-космокорабли и т.п.); «Панктаун» Джеффри Томаса (мрачная фантастика, что-то вроде эллисоновской). Еще Тед Чан — очень такой НФный автор… Есть еще Стив Айлетт, он сильно на любителя, но мне нравится, у него очень ядерно-кислотные метафоры-образы, язык и пр., типа: «— Он ничто, — объявляет Атом, — неуместный, таких можно застрелить дюжину в любой аптеке на углу. Его единственное отличие — статус экс-чемпиона в благородном искусстве британского боя животами, где его боевой кличкой было «Пузан На Взводе» или «Буфер». Он быстро стал набирать популярность и был известен тем, что перед матчем издевался над оппонентом, выкрикивая фразу «Я считаю, что категорически лучше тебя в бое животами». Его победный лебединый нырок в аудиторию легендарно вошёл в анналы обвинений в нанесении увечий. Он систематически брал золото, пока его не похитили, усадили на принудительную диету, а потом выпустили стройного и ладного за пару минут до боя. Появление на ринге этой зашуганной тростиночки в глазах медиа стало началом конца, и теперь, хотя он долгие годы жрал как лошадь, ему позволяют только открывать двери магазинов в своих старых блестящих поясах. В неправильном месте и в неправильное время он обнаруживает, что впутался в угрюмый разговор с Туровым, который к тому моменту вцепился в потрёпанный канат над зевотной пропастью собственной несостоятельности. Пытаясь вырваться, он оделся женщиной, но выглядел исключительно как фонарь на стероидах. Его фотография была помещена на обложке специального журнала, и от стыда он не мог выйти из крошечной комнатки. Термидор ворвался с ломом доброты, иссушая страдальца своим милосердием. Сэм «Сэм» Бликер и Глушак прислуживали, Кортес за кулисами готовил удар, Джоанна и его вынужденные подельники обрушились как стена дождя на невинного Эдди. Джед здесь в качестве пищи, Мэдди — свидетель нашей глупости, а призрак Джорджа Вашингтона живёт в термостате. Всем сестрам по серьгам, а, К-мен?» («Атом»).
О, здорово. Летема листал, остальных даже не слышал.
Цитата ядреная.
Спасибо огромное.
Не за что… К тому же, вдруг не понравятся =).
Дак они ж не червонцы.
Оно нам надо, короче. Буду должен.
Внезапно узнала много-много интересного. Особенное спасибо за Джонатана Летема и Стива Айлетта!
Ну да ладно: ставлю в очередь. Под номером 236.
Счастливое число.
Еще не знаю, какие отношения у меня сложатся с книгой, но после такой рецензии невозможно не захотеть прочитать!
(Радостно и застенчиво соплю, трусовато подбирая отмазки на случай «А вот мне не понравилось»)
Под мою ответственность :).