И еще один набор выжимок из отзывов на «Город Брежнев».
Для привлечения внимания картинка из фейсбука молодого писателя, финалиста премии «Лицей» и автора сильной повести «День матери» Сергея Кубрина
Станислав Секретов, ItBook
«Суть эпохи передана великолепно: советский строй пока неплохо держится, хотя вот-вот начнет с каждым годом все сильнее раскачиваться и шататься. Джинсы, дискотеки, драки стенка на стенку, отцы не понимают детей, дети не понимают отцов, да и секс, кто бы что ни говорил, в СССР есть. В романе Идиатуллина тут и там – приметы времени, суть которых писатель никак не разъясняет. (…) «Город Брежнев» тоже можно было бы безболезненно урезать – укоротить эпизоды, где характеры персонажей не имеют особого развития. Скажем, в событиях, локацией для которых служит пионерский лагерь, много общих моментов, знакомых даже тем, кто в лагере ни разу не бывал. Технические премудрости жизни автомобильного завода и перемещения его разноуровневых начальников демонстрируют лишь широкий кругозор писателя, однако движению сюжета способствуют мало. (…) Взгляды прозаика максимально широки: он способен передать и то, что чувствует четырнадцатилетний мальчишка, и то, о чем думает его мама, узнавшая о второй беременности, и то, что тревожит молоденькую учительницу Марину, и то, чем дышат мелкие городские бандиты, и то, что портит нервы руководителям подразделений крупнейшего городского предприятия. Калейдоскоп негласных правил: школьных, общажных, уличных…»
Дмитрий Захаров
«Дело, однако, в том, что ГБ никакой не музей и далеко не ностальгический аттракцион. За забором пионерлагеря постепенно вырастет бетонный мир города Брежнева, и окажется, что это совсем другая история. С автором ГБ все время выходит нечто подобное: всадник тот, да не тот. В нем видят то татарского националиста (в его «Татарском ударе» гордая национальная республика покидает состав России). То очередного реконструктора с небесным СССР в сердце (в «СССР™ Советский союз строится заново – уже как корпорация в Сибири). То вдруг детского писателя (в совершенно не детском хорроре «Убыр»). В целом же Идиатуллин проходит под грифом «фантаст», что в отечественной традиции нечто среднее между диагнозом и оскорблением. (…) Главный герой, вчерашний пионер, только вошедший в «нежный возраст», с удивлением открывает для себя мир взрослых. То тут, то там ощупывая его рельеф, он все больше убеждается, что лучшая в мире советская школа крайне мало рассказывает о реальной жизни. А на заднем плане дымят трубы готового вот-вот надорваться Камаза, советская милиция отправляет пацанов гонцами на тот свет, а траурные процессии несут и несут меж бетонными комплексами доставляемые с афганской войны гробы. Если ГБ с чем-то и сравнивать, то с дилогией «Брат», по поводу которой спорили, да и сейчас спорят до хрипоты: автор все показанное воспевает или осуждает?»
Михаил Фаустов
«Шамиль Идиатуллин (Shamil Idiatullin) у меня к тебе странный, но закономерный вопрос: каким препаратом ты стимулировал свою память? Меня несколько раз тряхануло в процессе чтения. С кем там тебя сравнивали? С кэтчером во ржи? С Ленькой Пантелеевым или с Тимуром и его командой? C «Изгоями»? Знаешь, моей дочери сейчас 13. Я дам ей почитать Брежнева через два года. Срать я хотел на возрастные ограничения. Спасибо тебе.»
Ася Кравченко
«Хорошая мужская проза. Производственный роман — жанр сегодня редкий. Но что ж ты делаешь, Шамиль!? Как ты поступаешь с героем? Я тебе как мать говорю, и как женщина, нельзя вешать на подростка такую вину! К тому же, ты окунаешь меня в тот выморочный, казенный, со стенами, крашеными до середины зеленой краской, пахнущий гнилой картошкой адок. Я все время надеюсь, что мы выбрались оттуда. Но то там, то здесь узнаю все это родное снова и снова. А ведь я отсюда уже, похоже, никуда не денусь. Шамиль, пиши про что-нибудь, что от меня подальше. Пожалуйста!»
Сергей Анисимов
«Понятно, что сегодня общий объем текстов об этом романе сопоставим с самой книжкой, но тут надо. Потому что «Город Брежнев», по большому счету, и обо мне тоже. Едва ли не единственная книжка сегодня, в которой так подробно о восьмидесятых, да ещё и представителем моего поколения (условно говоря 1968 — 1973 годов рождения). (…) Первое, чем роман удивляет — зашкаливающая плотность деталей. Как удалось автору запомнить, а потом и воссоздать восьмидесятые в тончайших нюансах, которым бы обзавидовался Леонид Парфёнов (помните передачу «Намедни»?) — загадка. (…) Кроме этого, автор с дотошностью советских писателей выписывает большое производство. Иной раз начинаешь даже думать об избыточности всех этих технических и экономических подробностей (устройство работы КАМАЗа и его взаимосвязи — это интересно, но что же там дальше, с героями?), а потом эта детализация начинает удивительным образом срабатывать: реальность контрастно делится на мир взрослых и мир подростков. И оба этих мира существуют почти в изоляции друг от друга.
Так вот. Будучи, формально, историей Артура, «Город Брежнев» — роман о времени и о стране, которой больше нет. Это внятная попытка разобраться — как же мы жили тогда, и чем для нас было это время. Попытка честная и бескомпромиссная.
Что самое ценное — роман абсолютно лишён сентиментальности, в нём нет вздохов и ахов в тональности «а вот мы как раньше-то, эх!». Идиатуллин воспроизводит восьмидесятые без романтического флёра, без слезы, но ярко и точно. С первых страниц автор окунает в этот мир, а там уже выживайте как получится.»
Inna Medvejonok
«Роман Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев» я читала почти с удовольствием, хотя долго крутился в моей голове один и тот же вопрос: «Да когда уже, наконец, начнется?» Началось примерно в четвертой четверти семисотстраничной книги – пожалуй, поздновато. А когда закончилось, появилось ощущение, что лучше бы не начиналось. Тогда от этого долгого романа осталось бы впечатление, будто я разглядывала семейные и школьные фотоальбомы, тетради в клеточку с вырезками из журналов «Ровесник» и «Парус», читала свои детские дневники и «анкеты». Впечатление, не замутненное концовкой, в которой смешались лучшие романтические достижения производственного романа, беллетристики про ментов и пацанов, а также фильмов «Брат» и «Бумер». И да, все закончилось очень хорошо. С нетерпением жду отзывов на книгу от кого-нибудь не старше 1985-го года рождения.»
Ка-Мышь
«»Город Брежнев» — весьма впечатляющая вещь. Читая, вспоминала слова писателя-фантаста Евгения Лукина. В ответ на фразу «Нас окружает сплошная фантастика» он заметил: «Меня окружает свирепая реальность». Роман Шамиля Идиатуллина и есть эта самая свирепая реальность. Реальность середины 80-х годов: еще чуть-чуть — и в очередной раз поменяется страна, занимающая все ту же территорию. То есть поменяется государство и все соответствующие «устаноуки», а страна… страна, как всегда, приспособится. Впрочем, это я забегаю вперед. На предстоящие перемены в романе нет и намека. Разве что это ощущение «вот-вот» — еще чуть-чуть, и лопнет нарыв. Потому что куда уж больше нарывать.»
Елена Иваницкая
«Роман вышел в финал премии «Большая книга». Он посвящен социализации позднесоветских поколений. Действие происходит во время правления гэбэшного генсека Андропова в городе Набережные Челны, который носил тогда имя прежнего генсека Брежнева. Текст соединяет в себе два типичных жанра соцреализма – школьный роман и производственный роман, но Идиатуллин не признает тех «охранительных» границ и стереотипов, которые сусловская идеология спускала на голову членам совписа. (…) В «Городе Брежневе» Идиатуллин пытается восстановить достоинство производственного романа. «Заводские» страницы выписаны подробно, особенности разорительного социалистического хозяйствования показаны без прикрас. (…) У романа есть очевидный недостаток, уже отмеченный рецензентами: текст невероятно длинный, в нем 700 страниц. И в нем слишком много приключений. (…) Есть и частный недостаток, но несомненный. В романе нет проблем секса. Три героини – от 14 лет до 35 – оказываются беременными, а проблем секса и контрацепции нет как нет. А ведь сексуальная судьба советских девочек была очень печальной.»
MarchingCat
«Моё Спасибо Шамилю Идиатуллину. Он написал роман, какой хотел бы прочитать сам, но при этом и такой, какой всегда хотел прочитать и я. Такой, где просто и честно про школьников 1980-х. Такой, где без крайностей. Но честно. Просто — как оно было. И чудесно, что не мемуары, а роман. Усреднение, некоторое обобщение и концентрация явлений и событий больше показывают эпоху, чем личный опыт одного человека. (…) Зато финальные слова романа диво как хороши. В них одна из ключевых черт советского (русского) человека: «Но мы, наверное, что-нибудь придумаем.»»
Нина Цюрупа
«Идиатуллин «Город Брежнев» — пронзительно. Страшно. Правдиво. Не чернуха, но роман взросления. Сочувствуешь всем героям — с их травмами, тараканами, преступлениями, кривой (как умеют) любовью к родным, жизни и партии. Мне говорили, мол, надо в обязательном порядке давать прочитать молодежи, чтобы никогда… так вот, молодежи к роману надо прикладывать словарь. Выражение «выкинули мясо», например, подростками 15-16 лет воспринимается совершенно однозначно: протухло мясо и его выкинули. Вообще, думаю, человеком моложе 30 «Город Брежнев» будет восприниматься как фантастика.»