Любопытная короткометражка, из коммерческих соображений раздутая в четыре раза. Не знаю, связано это с забастовкой сценаристов, общим кинокризисом или парниковым эффектом, но тенденция этого года налицо: многообещания молодых мастеров оборачиваются пшиком. Похожая шутка была с «Телепортом», который был вполне интригующ первые 7 минут, а потом стал сытым ничто. Впрочем, там разочарование было сильнее: все-таки Лиман был свежей молодой шпаной и после Борнов со Смитами просто обязан был выдать как минимум «Тигр-тигра!», со всей лютой ненавистью, беспощадной любовью и убитой насмерть «Воргой». Выдался пилотник недорогого сериала для анемичных подростков.
От Шьямалана ничего, кроме переосмысления Хичкока в духе 70-х и легкого жульничества в ударной сцене, давно не ждали. Не дождались даже этого: прямая цитата из Хичкока присутствует, мошенства нету, как и легкости рук. Индийский самородок придумал броский, но традиционный запев, как-то его для себя объяснил, и повел зрителя невзрачной торной тропой. К пятой минуте фильма становится ясно, что торможение реактивных функций у крупных скоплений людей с последующим массовым самоубийством упало на Штаты всерьез и надолго. К десятой даже самый тупой зритель соображает, чьих рук дело спасения утопающих — и безошибочно идентифицирует тех, кто спасется. После этого можно выйти поесть или перемотать кино до середины, до момента истины, в ходе которого герой понимает, кого бояться и куда бежать. Дальше надо гулять или мотать до титров, потому что ничего нового, интересного или пугающего не будет.
Шьямалану (как и Лиману) хватило честности не раздувать метраж до блокбастерных размеров. «Явление», как и «Телепорт», длится менее полутора часов — любимый размер, как известно, недорогих историй про железный пупок бойца кунфу. Вот вам и новый критерий оценки разрекламированного фильма: если он коротенький, лучше сразу идти смотреть про железный пупок.