«У Билли есть хреновина»

Олег Дивов

Как-то не шел у меня Дивов. Совсем. В свое время пытался начать «Мастера собак» и «Лучший экипаж Солнечной», но в обоих случаях на второй странице отпал и отполз (а я, между прочим, читатель умелый и опытный, я «Код да Винчи» до середины дочитал). Ну хорошо написано, ну сюжет, наверное, сильный, — но не мое. Никак и никоим.
Потом я обнаружил ЖЖ Красавицы и Чудовища. То, что Чудовище туда вывешивал, выглядело более чем симпатичным. Даже армейские истории, которые я не слишком люблю, у Дивова получались вполне высококачественным литературным фактом. Ну, и какие-то базовые мировоззренческие принципы часто совпадали, а это существенный фактор при выборе «своих» писателей. Так что я несколько раз вдохновлялся, брал в книжном очередного Дивова с намерением вот сейчас купить и неминуемо прочитать – и, полистав, ставил на место. Не мое, блин – и хоть ты сдохни.
А на той неделе в одном волшебном магазине, где книжки не стоят дороже 30-40 рублей, дали мне «Хреновину» на сдачу. И я ее прочитал. И остался очень доволен.

Книга состоит из 2 повестей и авторизованной библиографии Дивова.
Обе повести очень хорошо сделаны и по-хорошему традиционны – то есть на что-то похожи (без впадения в подражательство и постмодернизм).
Первая, заглавная, похожа на повесть Кира Булычева про Юлю Грибкову, написанную в стиле первой главы «Пикника на обочине». То есть начинается все «Пикником» (недалекое будущее, двое статных парней на классных тачках пролетают мимо захолустного американского городка, местные жители немедленно требуют от парней подвига и чуда, парни притворяются сперва пьяницами, потом разгильдяями, потом плюют на все и подвиг с чудом совершают), который оборачивается совершеннейшими «Двумя билетами в Индию». Первая половина повести читалась с наслаждением, середина – с настороженностью (я пытался понять, куда пойдет автор – в Булычева или в Стивена Кинга, потому что были все возможности для того, чтобы накрутить совершеннейшую «Девочку, которая любила Тома Гордона», но Дивов в последний момент удержался). Концовка получилась ожидаемой, но это уж жанр такой – тут всякая концовка ожидаема, хлоп ее железку. А за выражение «Соси бензин» автору отдельное спасибо.
Вторая повесть, «Другие действия», и вовсе напомнила фильм Тодоровского-старшего «Какая чудная игра», или весь проблемный подростковый кинематограф времен перестройки, или публицистические статьи Ольги Чайковской. Ведь что эти культурные явления объединяет? Тщательное объяснение лозунга «Детям спички не игрушка». Веселые ребята могут сколь угодно резвиться у себя в комнатах-квартирах, но как только их резвость и задорные шутки выплеснутся за пределы узкого круга, то либо кто-то из обшученных повесится или из окна выпадет, либо НКВД приедет и всех расстреляет. Историческая роль Дивова состоит в том, что он показал: интернет ни фига в нашей стране не изменил. Можно сколько угодно флудить и флэшмобить, но если зарвешься и обидишь кого-то всерьез, все умрут. В американской или японской повести с подобным сюжетом роль злодея исполнял бы сетевой маньяк. В российской обошлось без маньяка – его роль замечательно раскидали между собой канал «Культура», несколько подсаженных на сетевой треп невротиков и пара спонсоров с возможностями.
Дидактический момент получился довольно милым и искупил некоторые недостатки «Других действий» (длинноты, упоение сетевыми диалогами и неоправданный повтор документов).
В общем, есть смысл изучить библиографию и предпринять новую попытку почитать Дивова. Хотя бы в малой-средней форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.