Года три назад ехал я, кажется, на дачу и слушал радио «Классик». Не потому что я такой классик, а потому что другие станции безостановочно крутили «Ночных снайперов», «Би-2», Арбенину и подобную бессмысленную дрянь. «Классик» же, вопреки наименованию, ставила не столько арии с прелюдами, сколько различный easy listening с заметным уклоном в этно. Обычно это меня вполне устраивало, но в тот момент не канало: час был поздний, я был после работы, музыка была усыпляющей – эдак и в кювет можно упорхнуть. И я совсем уже собрался врубить кассету с «Гражданкой», когда Зуля запела «Minem dönyadä».
То есть я тогда не знал, конечно, кто это и что это – просто подумал: надо же, какая приятная песня и как язык на татарский похож. Я был уверен, что это какой-нибудь казахский или алтайский, да хоть тюрксперанто какое-нибудь. Но никак не татарский. Ибо что я, татарских песен не знаю? Там в лучшем случае гармошка, а в обычном – синтезатор, ублюдочный диско-ритм да жирно завернутые сладкие рулады про тебя на грудь я приколю, так сильно я тебя люблю. А здесь гитарка, бонги и до смешного примитивный и до улыбки приятный женский распев про то, что в моем доме сердце отдыхает, на моей улице дети играют, а в моем мире мир-дружба-жвачка (пятью годами позже точно такую песенку написал Ману Чао, только на французском и с перенасыщенным содержанием бреда в каждой строчке – в его саду, допустим, не солнышко-дождик, как у Зули, а аквалангист с крокодилом; цветочки, впрочем, у обоих растут).
Сказать, что песенка меня перепахала, не могу – похихикал, порадовался за мастерство казахских аранжировок и забыл. А через пару недель то же радио поставило «Yoqısızlıq». Ту самую, со сносящим башню духовым проигрышем. Ну, мне снесло так, что я чуть было не въехал под случившийся рядом «КамАЗ» (символично получилось бы), выставил максимальную громкость, поверил, наконец, что слушаю соплеменницу – и забурился в поиски.
Поиски были забавными. Радио «Классик» не объявляет песен, а его ротация никем в тырнете не обсуждается. А поиск по названиям песен и по запомнившимся мне строкам результата не дал. Поэтому я две недели подряд втупую скачивал всех неизвестных мне татарских исполнительниц и терпеливо пытался нашарить в их творчестве человеческие нотки. Это был ужас. Но ведь нашел – колыбельную песенку на одном из релизов лейбла Putumayo, подписанную Zulya Kamalova, Tatarstan. Дальше стало проще.
На самом деле все, кто хотел, давно узнали все необходимые подробности о девочке из Сарапула, которая уехала по студенческому обмену в Тасманию, но стала, всем на радость, не диаволом, а певицей, сколотила интернациональную банду и принялась записывать многоязыкие, мелодичные и крайне приятные альбомы, формально проходящие по разряду world music, но на самом деле – дальше каждый заполняет по собственному разумению. Некоторой известности группа "Дети подземелья" достигла — но, положа руку на сердце, следует признать, что звание "Лучший world music коллектив Австралии" совсем не гарантирует славу, заметную невооруженным глазом. Тем более интернациональную. Для широких масс музыка Зули больно тонкая (чужая). С татарами совсем непросто: старшее поколение, как известно, вычурные аранжировки и отсутствие баяна с ионикой не одобряет, а юное языком не владеет (я не об этом сейчас).
С другой стороны, сама Зульфия о попсовом звучании своих последних песен отзывается с омерзением, а концерты на больших площадках называет какими-то неправильными.
В любом случае, на августовский московский концерт Камаловой набился полный FM-Club. Песня Yoqısızlıq теперь живет у меня в телефоне – работает звонком категории «Семья». А Зуля обзавелась русскоязычным блогом.
Все правильно, в общем.
А я вот попытался слушать шаманов. но как-то не впечатлило. )
Где-то у меня на диске валяется любительское видео какого-то Stompy (?), как-то оно сильнее.
Эх. Выходит, всех в светлое будущее взять не удастся. Пр-роклятый Дарвин.
Не Штомпи, наверное, а Шнаппи, дер кляйне крокодиль.
Нет, именно Stompy, что-то там такое шаманообразное.
Я бубны не люблю, вне зависимости от высоты мира. Я мелодику люблю. И правильность.
Там мелодика была. Правда, с бубнами. 🙂
Воот. Впрочем, поищу. Спасибо.
Полагаю, не понравится. Там несколько попсово, для таких как я. 🙂
Нефиг на себя наговаривать.
А когда я их найду, мы уйдем отсюда прочь, мы уйдем отсюда в ночь.
что касается Минем доньяда — это пожалуй одна из очень редких песен, написанных мной в мажоре. вообще я предпочитаю минор. можно даже сказать, что мне захотелось попробовать написать супер-позитивную вещь почти в качестве эксперимента. исполнять ее не люблю, именно по-этому (попсоватая она). но я рада, что у казахов так приятно получилось.
Казахи вообще умнички.
А мажору «В моем мире» спасибо — кабы не он, могли бы и не познакомиться. Большой кусок жизни остался бы полым.
О! Как интересно! Надо будет обязательно послушать.
В самом деле очень интересно. Я следующим постом ссылочку бросил. Там и по-русску есть, и по-аглицки (хотя мне наибольше татарщина нравится).
Именно что по-татарски и интересно. Потому как не гармошка — очень любопытно послушать. Почти что мировоззренческий переворот (:))
Буду рад узнать о впечатлениях.
🙂 Рекомендую на будущее — ротация московских радиоканалов и радио Классик в частности http://www.moskva.fm/stations/FM_100.9
Спасибо. Увы, три года назад такого не было. А теперь я радиомузыку и не слушаю совсем. Болтунов и дисков хватает.
«Сотворение мира»
Пользователь сослался на вашу запись в ««Сотворение мира»» в контексте: […] Mone». И совсем чуть-чуть не застал Star Ship Z. Помнится, всячески рекомендовал и нахваливал […]