23 сентября 2024
В октябре 2024 года бакинское издательство Alatoran выпустит роман «Возвращение «Пионера»» Шамиля Идиатуллина на азербайджанском (перевод Хатиры Насировой)
11 сентября 2024
Вышли бумажная, электронная и аудиоверсии уникального сборника "Механическое вмешательство" с рассказом Шамиля Идиатуллина "Упорова слобода"
31 августа 2024
Три рассказа Шамиля Идиатуллина ("Стране нужна бумага", "Я наберу" и "Дедовский способ") вышли на польском в составе сборника "Tatarskie opowiadania. W czasie i przestrzeni"
11 июля 2024
Книжный сервис "Букмейт" выпустил детективную онлайн-игру, основанную на романе Шамиля Идиатуллина «Бояться поздно»
4 июня 2024
Новый роман Шамиля Идиатуллина «Бояться поздно» доступен в бумажном, электронном и аудиовариантах
8 ноября 2023
Рассказ "Стране нужна бумага" одновременно вышел на польском и татарском, а фрагмент романа "Город Брежнев" — на монгольском.
10 сентября 2023
Татарский перевод рассказа "Тубагач" вышел в сентябрьском номере казанского журнала "Казан утлары"
15 февраля 2023
Кинокомпания "Триикс медиа" приступила к восьмисерийной экранизации романа Шамиля Идиатуллина "Город Брежнев"
20 ноября 2022
Издательство Noir sur Blanc сообщает: роман «Бывшая Ленина» выйдет на французском языке (Ex-rue Lénine, перевод Эммы Лавинь) 2 февраля 2023 года
15 ноября 2022
Рассказ Шамиля Идиатуллина "Это наша работа" вошел в сборник фантастики «Новое будущее», подготовленный под патронажем премии "Новые горизонты" в издательстве Inspiria холдинга "Эксмо"
26 октября 2022
В будапештском издательстве Kairosz вышел венгерский перевод дилогии "Убыр"
4 июля 2022
На "Радио России" стартовала премьера сериала в восьми частях по повести Шамиля Идиатуллина "Это просто игра"
Все новости
«Послание к коринфянам» Столярова по-моему относится к тем годам. Хотя зуб не дам, но ощущения были именно такие.
Сама книга написана позже, как подсказывает фантлаб.
Спасибо, посмотрю. Столярова я как-то рано невзлюбил — казался он мне либо римейком собратьев по семинару БНС да Малеевке, либо Андреевым в версии Толстого — нас пугают и т.д. Но умные люди хвалят. Попробую предпринять еще попытку.
Афанасьев (Маркьянов)
Вообще мимо прошло. Спасибо, посмотрю.
Серия «Агония» (Агония, Холодная зима, Презумпция лжи, Предчувствие беды)) в чем-то является ответом Незнанскому.
Но довольно любопытно.
А крайняя его работа (к этому циклу не относящаяся) про 2020 обсуждалась несколькими постами ранее.
А. Ну, этого Афанасьева я пожалуй что и побоюсь.
Эта серия, на самом деле, у него вполне приличная.
Да и аллюзии на «Красные площади» русских и нерусских писателей довольно недурны.
Потом (в АИ-продолжении) становится излишне многословен
Ещё, у него есть про 80-е — 90-е не в СССР, в первую очередь, американский цикл, насколько помню, что-то про «Отцов». Много про оружие, a`la Андрей Круз, но сравнительно читабельно. А вот другая серия про южноафриканские приключения — полный картон, несмотря на тщательно продуманный сюжет
Если говорить про другие альтернативные 80-е у него, то, пожалуй, первые части «Бремени империи» тоже довольно читабельны, хотя мир реален только в голове монархиста.
Точно побоюсь. Иногда я удивительно боязлив.
А тебя интересует с реалиями времени? Допустим, Сергея Анатольевича Иванова «Бывший Булка и его дочь», «13-й год жизни» — где-то того времени, но не эпохальные, а личностные. Или Приёмыхова повесть «Магия чёрная и белая» Тогда ведь издательский процесс с большим притормозом был, да ещё цензурная робость («станция Андроповская — переход на Сталинскую линию»…), об Афгане было нельзя, а выплеск ближе к концу 80-х, в горбачёвское время пошёл. В «Ур. следопыте», «Костре» и «Пионере», хотя бы.
Вернее всего полистать «Лит. газету» или толстые журналы 1985 г.
Иванова я читал, там интонационно абсолютно семидесятые. Приемыхова надо посмотреть.
Выплеск вот сейчас и ищу. Но есть такое ощущение, что именно на этой двухлетке блок стоит — все зажмуриваются и перепрыгивают. Типа неинтересно.
Наверное, именно потому, что это и был последний ик затянувшихся семидесятых. Что было интересно, то и нельзя. Пока что-то писалось и стояло в очереди про эти годы, подоспело нечто новое и чехардануло.
Я так погуглил — в поиске книг меня скорость связи ограничивает, а в общем поиске вот:
В. Куклин «Проходная квартира с телефоном». Действие повести происходит в 1983 году в Джамбулской области. 30-тилетний журналист ведет жизнь плэйбоя местного масштаба, постепенно приходя к мысли, что профессия его сродни проституции.
«Тридцатая любовь Марины» — роман российского писателя Владимира Сорокина, написанный в 1982—1984 годах и впервые изданный на русском в 1995 году. Действие романа происходит в 1983 году.
Пьесы А. Галина «Тамада» (1983) и М. Рощина «Старый новый год» (1984) были написаны в преддверии перестройки, когда открытая социальная сатира с трудом пробивалась на подмостки, вместе с тем театральное искусство …
Ну и наверняка множество произведений, в которых год не имеет значения вообще.
Сорокина мне подсказали, пьесы я даже читал вроде сто лет назад. Старика Джамбула посмотрю. А с твоим выводом согласен, конечно, эта пара лет просто в дырку провалилась между т.н. застоем и перестройкой.
Подробное описание быта 80-х есть в книгах Вл. Вл. Козлова «Гопники», «Школа», «СССР», «1986». Но там действие происходит позже, при Горбачеве.
Посоветовал бы также весь «Светопольский цикл» Руслана Киреева. Особенно «Подготовительную тетрадь», она в 1983 вышла, популярная была вещь, с перестроечными веяниями, пророческая.
Вообще начало 80-х отмечено модой на прозу о «деловых». Повести Есина (Гладиатор, Временитель и пр.), Маканинский цикл о Светике и т.п. Понятно, что это всё мелкотемье, но картина мира представлена. А вот поздней обобщающей прозы об этом времени пока не припомню. Только фильм Меньшова «Зависть богов». Но было, было что-то такое про Андропова и Черненко.
И, кстати, из фантастики — Василий Звягинцев, первая книга. Предисловие Балабухи называлось «1984 год по Звягинцеву».
Ну и нельзя забывать Полякова. Кроме повестей из 80-х, у него есть большие летописи типа «Замыслил я побег», где описывается и момент смерти Андропова и всё последующее.
Про Козлова — вот именно. Он просто чуть помладше, поэтому искомый период не застал.
Киреева, Есина и Маканина посмотрю, спасибо, не считал его совсем.
Звягинцев интонационно голимый шестидесятник, от позднего периода у него совсем нулик, я еще двадцать лет назад, когда читал «Одиссея», дико удивлялся этому.
Полякова многие подсказывают, со «Ста днями» я согласен, «ЧП» попозже происходит все-таки, а «Замыслил я побег» я не читал совсем. Спасибо большое, Валера.
В какой-то книге Козлова смерть Черненко упоминается, но герой там ещё мал и зелен.
«Сто дней» я прочитал сравнительно недавно, после «Кирзы» Чекунова, и обнаружил, что повесть лакировочная и фальшивая от начала и до конца. У Полякова интереснее лирика, а не коньюнктура.
Поляков вообще мастер лихого шлифа по верхам, почему и популярен был — да и остался в некотором кругу.
Так «Хромая судьба». Почти точное попадание. Кое-что из Гусляра – тоже точное, там много рассказов, несколько попадут в период наверняка. У Рыбакова – «Очаг на башне» (чуть позже). Почти наверняка – кое-что у Житинского, тот же «Арсик» или «Потерянный дом» (совпадения не до года, да).
Не могу сказать с точностью до рассказа, но – Лукины, Колупаев. Возможно – что-то у Логинова или Штерна.
Не могу согласиться. Интонационно все перечисленные относятся к периоду до (в основном) и после искомого — разве что Булычева надо дополнительно просмотреть, он мощный хронограф.
М-м-м… Попадалась мне как-то привязка ХС к январю 1982. Но допустим. Просто, мне кажется, что особой разницы между 1980, 1982 или 1984 нет. Вот дальше – да. И 1979 – тоже рубеж. Если точно андроповские полтора года, то надо искать разве что среди попаданцев.
Семидесятые я в комплексе не помню, но в восьмидесятые был юношей активным и пытливым, поэтому некоторое представление о динамике процессов составил. Оно отличное, Саш, от твоего (вот уж не знаю, простишь ли).
Ой, ну да какая там динамика? В перемещении картинок на стене с Политбюро в школе? Ну было. На Мавзолее люди менялись местами. Брежнев то говорил даже почти внятно, то был совсем плох. Когда умер – хорошо помню, всякие обязательные просмотры телевизора, политинформации и всякая митинговая обязаловка. Время Андропова запомнилось водкой, поддушиванием фантастики в журналах и парадоксальными надеждами. Черненко стал генсеком так и не приходя в сознание. Вспоминается картинка – то ли заседание какое-то, то ли парад, то ли чьи-то похороны и ведут Контстантина Устиновича под ручки, плотно так ведут, несут почти. Помню ещё, прикидывали – придётся ли нам изучать и его книги тоже или обойдётся. Обошлось. Но с этой чехардой менялись темы выпускных сочинений и учителя очень нервничали. Гонки на лафетах помню. Если с утра и весь день по радио тоскливая музыка – точно кто-то помер. И лучше об этом узнать заранее – все слушали разные «тамошние голоса». Их глушили, а люди упорно слушали. Я и сейчас, наверное, найду памятные места на шкале своего «Океана». Интересно, коротковолновые станции ещё остались?
Как ходили по рукам «списки» Высоцкого, Гумилёва, Довлатова, Войновича – так и продолжали ходить. Солженицын – особая статья. И доверялся только самым-самым надёжным.
И как начали исчезать из магазинов продукты в семидесятых, так продолжали потихоньку деваться и в восьмидесятых. И тематический цикл в программе «Время» – «По многочисленным просьбам трудящихся, постановлением Совета министров СССР повышаются цены на следущие категории товаров…» Только «андроповка» оказалась неожиданно дешевле. Да и то… На государство надеялись всё меньше и меньше и продукты покупали у своих же – мясо в основном. Кто мог – запасался золотом.
Поборы помню – ежегодные и не по разу, увеличивающиеся из года в год. То английским шахтёрам помогали, то ещё кому. А коммунизм так и прошёл мимо.
А из Афганистана всё так же возвращались вроде бы знакомые ребята. Битые, больные, но живые. Молчаливые.
«Мы там не нужны. Всё не так.»
Гробы тоже приходили. Цинковые, запаянные и вскрывать их было категорически. Военком и сопровождающие следили до самых похорон.
Шесть орденов ВЛКСМ. И нужно было помнить, какой, за что и когда был вручён. Зачем?
Комсомольская активность была регламентированной, обязательной и скучной – почти всегда. Всё самое интересное происходило вопреки. А когда ушёл молодой комсорг школы, стало совсем тошно. Если при нём в комсомольской было не протолкнуться – на переменах или после занятий. То после – я и не помню, что там кто-то собирался.
Э-э-э… Не остановлюсь ведь.
Вышел вот сейчас покурить. Двух воронов увидел. Воронов!
P.S. А за что прощать? Хм, не понял.
За отличность.
Ну да, все так — и для меня это отличительные особенности именно искомых годов, в то время как 70-е почти до упора, до 79-го, были последним оптимистическим периодом, в рамках которого общество молча, но дружно договорилось считать построение коммунизма официально замеченным на построение легкого консюмеризма с югославскими стенками, польской косметикой и финским сервелат. Потом начался Афган, обрушение цен на нефть и все остальное.
Зато индийские товары тогда появились: джинсы. кофе, табак, травяные свечки-вонючки, мыло «махарани» с тем же запахом (не помню, чтобы кто-то покупал). И бразильский растворимый кофе тоже — тогда нравился, а по нынешнему вкусу — кислятина выжженная. В ту пору, кстати, советский концентрированный чай в банках появился; мандариновый джем из города Гори — было актуально, потому что сахар начал редеть; экспериментальный «жёлтый» чай (Краснодар — смели с прилавков, едва распробовали)… В народ стало проникать слово «видеомагнитофон», но ещё продавались, уже уценённые, ламповые радиоприёмники (принимавшие и Америку); даже оправы для пенсне! (И я его носил). И наркомания крепчала и коррупция в комсомоле. И статьи появлялись о вымывании дешёвых товаров и услуг. И на баптистов стучали в КГБ и опорные пункты помощников милиции. И карате было в моде. И шутки про политбюро, начинающеее день с реанимации. И фестивальные показы хороших кинофильмов…
Каратэ уже, кажется, было под запретом, махарани мы покупали, а джемов и чая не было, зато были талоны — Челны их чуть ли не первыми в стране ввели.
Эх.
Индийские – да, помню. Кофе и сигареты покупали. Всё остальное – не очень. Индийские джинсы – не желательно, уж лучше советскую «спецуху». Джинсы должны быть Levi’s или Wrangler. Ладно, ещё Montana. Тогда же стали появляться ещё и вьетнамские сигатеры и синеватая такая водка. Говорили – гадость. Но пили. Ламповые приёмники – да. А с каким гудением они включались!
не, ну Арсик — это еще совсем 70-е. первая публикация — в Созвездии же, в 78-м, а написано, значит, за пару лет до, с тогдашним-то издательским циклом.
Некстати: вынужден признать себя побрекито из чумной ямы. Сроки, которые я тебе называл, отменены, концепция перекраивается, а с нею сюжет, герои, мотивации и т.д. Фиг нам, а не новый год. Параметры фига сообщу дополнительно.
не выиграл, а проиграл, не в спортлото, а в преферанс?
Скажем так, решил не садиться за преферанс, пока не придумаю тактику, отличную от той, что отработал в сваре. Надеюсь, что придумаю скоро, но загадывать теперь боюсь. Буду держать в курсе.
Ну да, точность не очень. Признаю. Просто (если, конечно, не упираться именно в Андропова) мир внутри Союза менялся не очень сильно. Так мне кажется.
было такое ощущение, да. многие изменения скорее задним числом фиксировались.
Вот. Если сейчас, допустим, с карандашиком пройтись по тем годам, тогда – да. Но чем отличался (по большому счёту) для тогдашнего советского гражданина 77 год от 78? Или 81 от 82?
ну как, в 78-м уже Some Girls вышли, а в 77-м еще только Dandy in the Underworld
Э-э-э… Разве что по альбомам. По книгам ещё и фильмам.
http://samlib.ru/a/arsenxew_s_w/cbuffersvet22doc.shtml
Андропова здесь не убивают, но Ельцина, Горбачева и Устинова мочат
Мнээ. Ну, пусть их.
А вообще как, читабельно ли, и, главное, достоверно ли?
Для своего жанра очень прилично. Читабельно, да, втягиваешься на раз. Не знаю, насколько достоверно, но про ляпы я не слышал. А среди читатели у него люди увлеченные эпохой.
Но в любом случае, если не это, то вот. Сильная повесть.
Спасибо, буду иметь в виду.
Читал в том году Сахновского «Ревнивый бог случайности». ЕМНИП несколько подвирает, но так, по мелочам.
Спасибо, исследую.
читателя нужно знать в лицо! посему передаю повторный аэропортно-магаданский московско-лабораторный салям писателю Шамилю Идиатуллину. ура!
Блин, а я так и не сообразил, что это ты. Но лучше поздно — ну и вообще лучше. Салям и виват!
ок:) ну, удачного Хабаровска!
Про скелеты и шкафы
Пользователь сослался на вашу запись в записи «Про скелеты и шкафы» в контексте: […] Школьное окно, не очень большой скелет… А мне вспомнился другой скелет. Ну ещё и разговором […]
вот мои скромные заметки
bogemnyipeterburg.net/revolt/texts/puteshest.html
«малое путешествие по большому государству»
Спасибо.
Орлов «Альтист Данилов»
Не-е. Там типовые начальные 70-е, сытые и лощеные. Я именно этим и проникся, когда читал: http://zurkeshe.livejournal.com/334870.html