Мирча Элиаде
Элиаде — классик и гуру этнографии и антропологии. Раньше я его не читал, первым знакомством малость обескуражен. «Мифы, сновидения, мистерии» довольно неаккуратная и разлапистая книга, сборник разноразмерных эссе, построенных на чудовищном количестве странно подобранных и осмысленных источников. Автор то и дело увлекается отдельными темами типа полетов в мифах и принимается гнать связанные с этим концепции просто-таки авторскими листами, чтобы в итоге плюнуть, забыть и переключиться на перечисление тезисов через запятую. Отдельной жемчужиной, которой я непременно намерен пользоваться в личном обиходе, является фраза «На основании доводов, которые мы не можем здесь изложить, эта гипотеза не кажется нам хорошо обоснованной».
Впрочем, половина моих претензий снимается давностью написания книжки, другая половина — богатством пусть и однобоко подогнанной фактуры.
Несколько цитат для памяти:
«Адептов стегают плетью из шкуры пантеры, а затем привязывают к горизонтальному шесту, расположенному примерно в ярде от земли — нам говорят, что «именно в ходе этого обряда многих неофитов охватывает страх и они делают отчаянные попытки бежать». Из приведенного описания трудно понять причину ужаса, и это вызывает подозрения, что к этому имеет отношение другой, более страшный обряд, который этнологам не удалось пронаблюдать.»
«Сейчас существуют доказательства наличия человеческих жертвоприношений почти во всех земледельческих религиях, хотя такие жертвоприношения в большинстве случаев стали лишь символическими.»
«При этом неофиты подражают поведению привидения: они не пользуются во время еды руками, а берут пищу прямо зубами, как и полагается душам умерших».
«Давайте вспомним, как мучили дьяволы св. Антония. Его поднимали в воздух, душили под землей, истязали его плоть, выворачивали конечности и резали на куски. Христианское учение называет эти пытки «искушением св. Антония» — и действительно, до некоторой степени это искушение приравнивается к испытаниям посвящения. Победно выстояв все эти испытания — то есть не поддавшись всем этим «искушениям» — монах Антоний становится святым. Другими словами, он «убивает» того непосвященного человека, каким он был, и снова возвращается к жизни другим, возрожденным человеком, святым. Но с не-христианской точки зрения это также означает, что демоны добились своей цели, которая и заключалась в том, чтобы «убить» непосвященного человека и дать ему возможность возродиться.»
«Молодые женщины до некоторой степени наслаждаются добрачной свободой, и встречи с юношами происходят в том доме, где проводятся собрания для прядения. Этот обычай еще был известен в России начала девятнадцатого века «
«Майтрейя» это же тоже его, да?
«Майтрейи». Его, но не читал еще. И не факт, что буду — какой-то совсем вольготный профессорский штиль.
А я думал сеновал, а не дом для прядения. Век живи — век учись!
Щас пряду, слабо донеслось с сеновала.
Вот да. У меня Элиаде такую же реакцию когда-то вызвал. Не эта книга, что-то другое было, но «неаккуратная и разлапистая» — это в точку. У него действительно какая-то странная манера грести факты бочками и вываливать нестыкуемыми несистематизированными кучами. Было ощущение, что ему стройности мозга очень не хватает.
Я так понимаю, он был неоспоримое светило, а это расслабляет. Самые структурированные, внятные и толковые монографии ладят молодые спецы — на базе кандидатской, понятно.
Не служили Вы, паночку, в Советской армии. Светило-шметило… румын он был, а эта порода известна советскому солдату по своему молдаванскому изводу. И если молдаванин попадется болтливый — пиши пропало. У них в мозгах, внутре, такие спиритуальные энергетические вихри есть, что непонятно, как им оружие доверяли. А Вы про толковые монографии. Нехорошо.
Плохо ты, брат, мадьяр знаешь (с).
Несть у болтунов ни мадьяра, ни румына, ни эллина — все одинаковы, ящитаю. С молдаванами работаю в каждодневном режиме — принципиальной разницы между ними, хохлами, сибиряками, черноземными товарищами или татарами не наблюдается. Тараканы везде свои, вычурные. но среднестатистика торжествует над статикой.
На основании доводов, которые мы не можем здесь изложить, эта гипотеза не кажется нам хорошо обоснованной
это он просто другого классика цитирует: ЦК партии решил по многим соображениям, о которых теперь говорить не приходится, согласиться с белорусскими товарищами (товарищь Сталин товарищю Мясникову)
Вот когда в товарищах согласье есть.