«Вот вам меч»
Сокращенная версия опубликована в журнале «Власть» 7 августа 2006 года
На минувшей неделе Владимиру Путину сделали бесценный подарок: патриарх Алексий освятил и передал верховному главнокомандующему точную копию меча Ильи Муромца, богатыря и православного святого. Подарок поистине уникален: ведь, судя по всему, никакого меча у Ильи Муромца не было, сам витязь скончался в монастыре от удара клинком в сердце, а его подвиги явились миру через несколько столетий после кончины преподобного Илии, причем с подачи немецких сказочников.
Мечный зов
Меч нашел хозяина в предельно торжественной обстановке. 2 августа патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Муром с пастырским визитом, приуроченным к 910-летию Спасо-Преображенского монастыря, упомянутого еще в несторовой «Повести временных лет». Впрочем, для каждого россиянина Муром славен не сим монастырем, а уроженцем села Карачарова, сидевшим сиднем на печи 33 года, а потом восставшем и оборонившем Русь. С учетом этого обстоятельства и был выстроен визит патриарха. Отслужив божественную литургию, глава РПЦ освятил раку, в которой будет почивать частица мощей преподобного Илии Муромца, доставленная из Киево-Печерской лавры еще в мае. Затем Алексий II освятил точную копию меча преподобного Ильи Муромца, которую вручил главе Счетной палаты Сергею Степашину, возглавляющему попечительский совет по восстановлению монастыря.
«Меч, который лежал на раке, мы просим Вас передать президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину от мощей преподобного Ильи Муромца, чтобы он помогал бы ему право править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси», — сказал Алексий II. Степашин, в свою очередь, отметил, что этот меч — «один в один образец того меча, с которым Илья Муромец отстаивал честь и независимость великой православной Руси». Официальные агентства сообщили, что меч займет достойное место в арсенале верховного главнокомандующего.
Ни они, ни представители монастыря, Московского патриархата, администрации Мурома или Счетной палаты России не сообщили никаких подробностей, связанных с этим арсеналом, а главное—с самим мечом. Осталось непонятным, кто и каким образом снял копию с легендарного кладенца – ориентировались ли мастера на описания, или на раритетный оригинал, который оставалось лишь с должным тщанием воспроизвести. Поэтому «Власть» решила самостоятельно установить тактико-технические характеристики меча. И обнаружила, что это невозможно: если верить былинам, богатырь никогда не действовал мечом.
Мечная память
Кто такой Илья Муромец, известно всем: главный русский богатырь. Наиболее популярным источником информации о нем являются адаптированные для детей народные сказки, стихи русских классиков, мультфильмы, а также картина Васнецова и ее репродукции на фантиках. Согласно данным этих источников, Илья Муромец родился в селе Карачарово, что близ Мурома (современная Владимирская область), до 33 лет страдал параличом нижних конечностей, потом был исцелен каликами перехожими (по более радикальной версии – Христом и двумя апостолами, по альтернативной версии – духом витязя Святогора), вспахал землю, от которой получил невероятную физическую и духовную силу, направил ее на защиту Родины от разнообразных врагов, среди каковых выделялись захватившие Чернигов татары, Соловей-разбойник, Идолище Поганое, а также родной сын (дочь) богатыря, по трагической случайности выросший во вражеском стане. Илья Муромец, несмотря на низкое происхождение, стал главным богатырем дружины киевского князя Владимира. Среди остальных витязей выделялся, кроме мощи, мудростью, хотя однажды вспылил из-за ерунды (князь не пригласил богатыря на очередной пир) и покинул Киев. Но вернулся защищать столицу, едва той пригрозил коварный Калин-царь. После долгих лет честной службы не умер, но окаменел на ужас врагам (по менее популярной версии, погиб в бою с врагами).
Былины, на которых основываются популярные источники, дают более богатый и контрастный портрет героя. Во-первых, Илья Муромец имел шанс стать едва ли не первым в суровом средневековье носителем политической корректности. Отец, Иван Тимофеевич, провожая сына в стольный Киев-град, задал своим благословением довольно жесткие поведенческие рамки: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». К сожалению, шанс оказался нереализованным.
Во-вторых, пантеон (точнее, паноптикум) соперников Ильи пополняется Жидовином, Батыем Батыевичем, а также турками, крымскими татарами и калмыками, которых богатырь одолевает не только в окрестностях Мурома и Киева, но и на дальних заставах, в Царьграде и на Мамаевом побоище.
В-третьих, плечом к плечу со старым козаком Муромцем, помимо Алеши Поповича и Добрыни Никитича (с которыми Илья иногда вступает в вооруженные стычки), бьются молодые козаки Ермак Тимофеевич и Степан Разин.
В-четвертых, о воцерковленности Ильи, который считается образцовым защитником православной веры, можно говорить только с оговорками: поссорившись с Владимиром, богатырь принялся снайперской стрельбой из лука сшибать с киевских церквей кресты и золотые маковки, каковые пропил при поддержке голи кабацкой.
Впрочем, апокрифические подробности можно объяснить происками поздних недоброжелателей. Да строго говоря, плодом вымысла можно считать всю жизнь и творчество Ильи Муромца. Ведь первое письменное упоминание о нем в русских источниках относится к 1574 году (опознаваемые подвиги богатырь должен был совершить лет на 500-600 раньше). Да и русским этот источник называется с некоторой натяжкой: оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский в «Вестовой отписке» к Остафию Воловичу, кастеляну Троцкому, упомянул «Ilii Murawlenina i Solowia Budimirowicza». Еще несколько столетий ушло на превращение Муровлянина в Муромца. Окончательно культовой фигура Муромца стала всего–то века полтора назад. Именно тогда приобрели популярность сказки с участием богатыря, а карачаровские крестьяне принялись показывать гостям Владимирщины вмятины в скале и плотину на Оке, несомненно сотворенные их великим земляком.
Объяснить отсроченное возведение в культ при желании можно не только особенностями народной памяти, которая просыпается раз в 800 лет, но и иноземным влиянием. По мнению фольклористов, моду на богатыря Илью завели немцы – еще в XIII веке. Именно тогда была написана поэма о правителе Ломбардского королевства Ортните, дядей и другом которого был могучий и неукротимый Илья Русский (Ilias von Riuzen). Одновременно в Северной Германии была записана «Тидрек-сага» с участием русского короля Владимира и ярла короля Греции Ильи.
Словом, можно предположить, что с Ермаком и Разиным наш Муромец все-таки в одну разведку не ходил. Изучение официальных источников и вовсе превращает главного богатыря в достойного, но вполне заурядного воина, начало главным заслугам которого положила его смерть.
Мечик держатель
По официальной версии, угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Его биография домонашеского периода не уточняется, а пребывание в лавре не описано. Это позволило скептикам усомниться в том, что былинный Илья и киевский инок, официально канонизированный в 1643 году в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры, были одним и тем же лицом. Православные историки срезают скептиков одним аргументом: «Несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо». Они с сожалением ссылаются на нехватку исходной информации: в Киево-Печерском патерике житие преподобного Илии отсутствует – видимо, потому, что в лавре Муромец провел совсем немного времени и скончался от старых ран. Эти выводы, а также ряд былинных деталей в 1988 году подтвердила межведомственная комиссия Минздрава УССР, которая провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Дату гибели точно определить не удалось: ученые с уверенностью указали лишь на то, что скончался Илья в XI-XII вв. Зато они установили, что покойный был крупным мужчиной солидного для тех времен роста (177 см), имел дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей. Прожил Илья 40-55 лет. Причиной смерти стала обширная рана в области сердца, нанесенная острым орудием (копьем или мечом). От объяснений этого феномена биографы воздерживаются – не желая, видимо, давать пищи авторам клерикальных детективов типа «Имени розы».
Независимо от причин смерти отошел Илья Муромец, как и положено православному монаху: с пальцами руки, сложенными в крестное знамение, сохранившееся до сих пор. Правда, и с этой деталью вышла неразбериха. Независимые ресурсы указывают: «Кисть правой руки Илии Муромца сложена в двуперстном благословляющем жесте, что послужило старообрядцам доводом в пользу древности и истинности двоеперстия при совершении крестного знамения». Подтверждением этого служит фотография мощей. Православные сайты, напротив, утверждают: «Преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения». Фотография в подтверждение этого, естественно, не приводится, зато приводятся репродукции икон – но на большинстве из них, на беду, Илья Муромец складывает пальцы «по-раскольничьи».
Вторую руку он держит на мече. Который, похоже, менее всего обращал против иноземцев – и которого, если верить былинам, не было вообще.
Не мир, но меч
По реалистичным жизнеописаниям (которых нет) оценить тактические навыки Ильи Муромца, стратегическое мышление и его манеру ведения боя невозможно. За этими данными приходится обращаться к былинам. А они показывают Илью уникальным бойцом, способным свалить с ног – да и с коня – и развалить до пояса любого противника, уклониться от брошенного ножа, вытерпеть чудовищную боль, порвать железные оковы и в кратчайший срок причинить сокрушительный ущерб превосходящим силам противника («Где повернется, делал улицы, поворотится — часты площади»). А главное, Илья Муромец, подобно Джеки Чану, умел пользоваться любым подручным предметом в качестве оружия. В арсенал богатыря входила сабля вострая, палица булатная, лук со стрелами калеными, копье мурзамецкое, шалапуга подорожная (спешно выломанная дубина, проще говоря), сорокапудовая клюка, шелом (или просто шапка) и подвернувшийся под руку татарин. Последнее орудие относилось к особенно любимым:
Хватил затем поганого он за ноги,
Как начал он поганым тут помахивать;
Помахиват Ильюша, выговариват:
«Мне, братцы, оружье по плечу пришло».
Меч ни в одной из былин свода Фундаментальной электронной библиотеки не упоминается. Ни разу.
Соответственно, Владимиру Путину был вручен не «один в один образец того меча, с которым Илья Муромец отстаивал честь и независимость великой православной Руси», а в лучшем случае один в один образец меча из советского мультика или, допустим, с картины «Богатырская застава» (на которой, впрочем, Муромец вооружен палицей).
Не менее однозначна и вторая часть степашинской формулировки. На самом деле у Ильи Муромца – реального, не былинного — было не так уж много возможностей отстаивать честь и независимость великой православной Руси. Если согласиться с тем, что богатырь умер 1188 году в сильно предпенсионном возрасте, получается, что годы его службы пришлись на середину XII века. Ту редкую пору, когда великая православная Русь была почти полностью избавлена от внешней агрессии. Последние бои с жидовинами (видимо, исповедующими иудаизм хазарами) остались прошлым двухвековой примерно давности, татарское нашествие, как и татарское слово «богатырь», было неявным будущим (Чингисхан в ту пору лишь выходил из нежного возраста). А единственный реальный враг, половцы, смирно сидел за отдаленными рубежами после сокрушительных карательных операций, предпринятых русскими князьями в начале столетия.
Дефицит импортных беспорядков русские княжества компенсировали взаимной резней, под знаком которой прошел XII век. Пик смуты пришелся на середину века, когда черниговские князья большой кровью вышибали из Киева Мономаховичей, те, собравшись с силами, отбивали мать городов русских обратно – и так несколько раз подряд. В итоге за пару десятков лет великая православная Русь распалась на отдельные грызущиеся княжества. Именно на это время пришлась служба Ильи Муромца. И скорее всего, былинную храбрость ему приходилось демонстрировать на той, увы, не единственной гражданской, в боях с богатырями конкурирующего князя. Правда, киевских князей по имени Владимир в то время зафиксировано не было – зато с разных сторон изобретательно наступали сразу несколько конкурирующих с киевлянами князей Владимиров (Галицкий-Звенигородский, Черниговский, Дорогобужский). Защищать православное княжество одного из них и мог Илья Муромец. Возможно, конечно, что киевский дружинник проявлял доблесть на окраинах, где смута порождала легкое половецкое шевеление (чуть позднее, когда Илья уже отбыл в монастырь, подарившее мировой культуре «Слово о полку Игореве»). Или в битвах с Соловьем-разбойником и Идолищем поганым, создание точных копий которых еще ждет своего таксидермиста.
В любом случае, кладенец Ильи Муромца следует считать достойным украшением любого арсенала, сравнимым со шпагой д`Артаньяна, мечом ван Кеноби и посохом Гэндальфа.