О книгах и вокруг. РЕШ

17 марта 2020

Почему это важно прочитать сегодня #почемуэтоважночитатьсейчас
Авторы РЕШ о том, как их книги помогают понять, что с нами происходит

Мы продолжаем новую рубрику, в которой авторы «Редакции Елены Шубиной» будут рассказывать о своих книгах и о том, почему их важно прочитать здесь и сейчас.

Шамиль Идиатуллин, писатель:
Ровно год назад, 17 марта 2019 года, я дописал черновик романа «Бывшая Ленина».
Его действие происходит именно что весной 2019 года. Я хотел рассказать об обыкновенной и где-то даже банальной человеческой драме, нашей с вами, на фоне не очень обыкновенной, но тоже вполне банальной общественной драмы, тоже вполне нашей, к финальной сцене которой мы судорожно и не особенно успешно пытаемся продраться здесь и сейчас. Поэтому главным, пусть и не очень очевидным героем книги — и столь же неочевидно заглавным — стала Лена, милая, умная и вполне счастливая женщина средних лет.
В сорок лет, как известно, жизнь только начинается: быт налажен, ребенок вырос, супружество работает, как безупречный механизм, будущее уютно и понятно. Можно жить для себя и в свое удовольствие. Лена к этому готова. Она совершенно не готова к тому, что в сорок лет жизнь кончилась, а ее трудно и тщательно выстроенный уголок мира треснул и осыпался токсичной пылью: муж ушел, ребенок хочет уехать далеко и навсегда, все вокруг медленно, но верно превращается в ад без смысла и без надежды, и будущего нет.
И надо как-то жить дальше. Смириться. Или побороться за спасение прежней жизни. Или попробовать начать новую жизнь — и этим спасти всех вокруг.
С похожим, пусть не настолько отчаянным выбором сталкиваются почти все. Мне было важно представить и рассказать о том, как это происходит сейчас, на простом и распространенном примере. И для меня самого стали неожиданностью искры читательского внимания, высеченные не только из основных линий, связанных с простой человеческой драмой, но и из второстепенных эпизодов и деталей, касающихся выборов, массовых акций, пригородных свалок, отравленной воды и провокаторов, внедряемых в компании молодежи. А также из случайных вроде цитат. Вроде такой:
«Все-таки мусорная тема – прошлогодний тренд, а они каждый год меняются: гастарбайтеры, Украина, «синие киты», ЕГЭ, пенсионная реформа. К осени новый возникнет, какая-нибудь китайская угроза, а мы со свалкой – и мимо.»
Или такой:
«– Надо привыкать жить так. Или валить, если есть такая возможность. У большинства ее нет, так что будут покупать ионизаторы и веселые маски с политиками и продолжать жить.
Слободенюк посмотрел в сторону окна, поежился и медленно сказал:
– Честно говоря, я об этом как-то… И вы прям думаете, что все эти разговоры?..
– Останутся разговорами, – закончила Лена. – Кому свалка нужна, те сверху; мы, которым свалка не нужна, если за год ничего не сделали, то и не сделаем. Ныть только будем. А они будут обещать и тоже, конечно, ничего не делать – потому что зачем? Все как обычно.
– Херово же так жить, – отметил Слободенюк вполголоса.
Лена пожала плечами.
– Ну да, не жить еще хуже, – согласился Слободенюк.»

Ладно хоть никак не воплотилась идея украсить обложку группой людей в респираторах и медицинских масках с принтами супергероев и политиков. Страшно представить, как она воспринималась бы сегодня, на пике коронавирусного маскарада. Впрочем, и итоговая обложка прекрасна, жутка и выразительна.
А книга все-таки про любовь, про ее смерть и про то, что не жить еще хуже. Особенно без любви.
Сложно придумать более актуальную тему. Да и зачем?