«Лабиринт», 20 мая 2023
«Злодея надо остановить»: интервью с Шамилем Идиатуллиным к выходу нового романа «До февраля»
Новая книга Шамиля Идиатуллина всегда сюрприз для читателей. На этот раз — триллер о серийном убийце. «До февраля» может одному новичку показаться напряженным детективом, другому — социальной прозой, интересантов ждет непременная романтическая линия, поклонников — узнаваемый авторский почерк и привычный непредсказуемый твист. Никто не уйдет обиженным. А вскоре выясняется, что описанные в тексте убийства — не придуманы: они и правда происходили в городке пятнадцать лет назад, и душегуба тогда так и не поймали… О раскопках в архиве узнает автор рукописи — и теперь давно затаившийся маньяк должен выбрать, чего он хочет больше: покоя, который может нарушить Аня, или литературной славы?
Мы задали автору несколько вопросов, на которые он любезно согласился ответить.
— В новом романе «До февраля» вы впервые за несколько лет возвращаетесь к реалистической прозе. Почему?
— Я вот только сейчас сообразил, что нечаянным образом чередую реалистические (плюс-минус) книги с фантастическими или мистическими. «До февраля» — мой десятый роман, и шестой реалистический (зато средняя и малая форма у меня почти сплошь фантастическая). Просто произошел небольшой сбой: после реалистического «Города Брежнева» я пытался писать два романа одновременно, чуть не свихнулся, и взялся за тот, который успел забрать меня сильнее. И это — почти случайно — опять оказалась реалистическая «Бывшая Ленина», а не фэнтезийное «Последнее время». Потом фантастика компенсировала отставание тремя книжками подряд: следом за «Последним временем» вышли «Возвращение «Пионера»» и сборник «Все как у людей». А «До февраля» возвращает привычный ритм.
— Ваша новая книга — захватывающий триллер о серийном убийце. Сюжет и поступки героев удивляли вас самого в процессе написания?
— Конечно. Удивляли, возмущали, бесили, заставляли горевать и ликовать. Только такие герои и интересны. Про иных читать скучно, а писать бессмысленно.
— Маньяк в романе «До февраля» — еще и автор «художественной» книги, написанной от лица серийного убийцы. Это случайность, или грань между «творчеством» и «злодейством» действительно очень тонка?
— Писатель он очень неумелый, а вот убийца, увы, наоборот. Гений может и, к сожалению, в большинстве случаев бывает странным, капризным и не очень приятным в общении — но с настоящим злодейством он все-таки несовместим. Творец творит, злодей губит. Первый добавляет миру смысла и радости, второй отнимает их у мира. Злодея надо остановить. Роман в том числе об этом.