План Пути-Пучи – не наша победа

«Газета.ру» о новом романе Владимира Покровского:

«Липецкое микроиздательство «Крот» выпустило сногсшибательным тиражом (100 экз.) новый роман Владимира Покровского – ведущего отечественного фантаста 80-х, который дал имя заметному направлению литературы, оказал неизгладимое влияние на младших товарищей, а потом цинично удалился в редакционное подполье.
В конце 80-х особенно пытливые литературоведы впадали в некоторый ступор, пытаясь пристроить по полкам новых авторов вроде Виктора Пелевина, Андрея Лазарчука, Андрея Столярова или Эдуарда Геворкяна. А они, что твой Жихарка, в подогнанные полки не лезли. И тогда Владимир Покровский, московский научный журналист и везучий молодой (в сорок, как положено, лет) писатель, рассказы которого украшали половину чего-либо стоящих сборников фантастики, – так вот, тогда Покровский и придумал термин «турбореализм», забав с которым всем желающим хватило лет на пять.
Идея была такая: реализм имеет дело с реальностью, фантастика внедряет в эту реальность вымысел, а турбореализм исходит из того, что реальность и есть вымысел.
На самом деле смысл дискуссий был не совсем академическим: внедрение нового термина запросто трактовалось как не первая и далеко, конечно, не последняя попытка группы фантастов отряхнуть с ног цеховой прах и обратить на себя внимание широкой публики, числящей фантастику по разряду «популярные лекции об атомном тракторе».
Совсем успешной попытку назвать нельзя – рановато стартовали, до появления «Матрицы» и иных популярных пособий по солипсизму, снесших крышу благодарному человечеству, оставалось еще лет десять. Но отдельные удачи турбореалистам улыбались, и достаточно широко. Достаточно вспомнить творческий путь, а лучше тиражи Виктора Пелевина. Да и прочим авторам, причисленным к разряду, есть чем похвастаться. А вот везучий Покровский, «Танцы мужчин» и куаферский цикл которого, положа руку на сердце, легко убирали почти любой шедевр Пелевина (если не считать рассказов из гениального дебютного сборника «Синий фонарь»), – он вот печатается сто-ровным тиражом.
Дело не в кризисе, конечно, и не в падении мастерства.
У Покровского и прошлая книжка вышла там же – и вдвое меньшим тиражом. Зато дебютный сборник «Планета отложенной смерти» (1998 г.) попал в самую престижную на тот момент серию «Звездный лабиринт» и даже был украшен чуть побитой фотошопом физиономией американского актера Джеймса Белуши, подобной чести удостаивались разве что детективы из серии «Черная кошка» (забыть скальпированного тем же фотошопом Роберта де Ниро с обложки книги «Беспредельщики» решительно невозможно). Белуши благодарить, маркетинговую службу, предыдущий кризис или читателя, непривычного к остропсихологическому экшену, – неизвестно, но на этом отношения Покровского с издательскими концернами завершились, и автор вернулся в испытанную советским временем колею. Только раньше он публиковал рассказы в журналах «Металлург» и «Химия и жизнь», а теперь в журнале «Если» и газете «В мире науки».
«Крот» – издательство при «чисто любительском липецком обозрении фантастики «Семечки»» Сергея Соболева – видная станция при той же колее. «Крот» публикует «малотиражные книжки, непосредственно относящиеся к фантастике или затрагивающие проблемы изучения этого вида творчества». Книжки получаются разные: то «Дискурсивно-нарративная организация романа А. Н. и Б. Н. Стругацких «Хромая судьба», а то вдруг «Фантастика глазами биолога» маститой и увенчанной Марии Галиной.
Покровский, следует признать, антуражу соответствует: даже названия «кротовские» книги получают самые непосредственно относящиеся. Повесть 2001 года, с которой, по большому счету, начался «Крот», называлась «Георгес, или Одевятнадативековивание» и была посвящена любви (во всех смыслах) на фоне скачущих стен, веков и принципов (во всех смыслах).
Свежий роман называется «Пути-Пучи. Разговоры о Человеке Будующем и о том, надо ли заботиться о будущем людей будущего» (название воспроизведено без ошибок). Как ни странно, отношения к премьер-министру Российской Федерации книга не имеет, зато имеет отношение к иронической криптографии и распространенному среди русских писателей стремлению рассказать подлинную историю христовых мук.
То есть: сын божий претерпел и вознесся совсем не по причинам, изложенным в известных книгах, а в рамках очередного 300-летнего цикла, по итогам которого Правый сосед Бога свергает Левого и становится на его место (а Пути-Пучи – одна из костей, брошенных мрущим на этом пути дуракам). На самом деле, конечно, иерусалимский инцидент – лишь одна из как-бы-исторических глав, которые готовят читателя к очередной ошеломительной битве – ведь очередной 300-летний цикл истек, оказывается, совсем недавно. Но в последний момент действие ломается и из традиционной апокрифики перетекает в традиционную же историю потери любви.
И в этом сила и слабость романа.
Сила – потому что слом сюжета и вообще драматургии получился очень впечатляющим и нешаблонным. Слабость – потому что впечатляет и спонтанность этого слома: будто автор просто устал прописывать давно придуманный сюжет и решил на последних двадцати страницах уйти куда-то вбок.
Тем не менее общий уровень «Пути-Пучи», как и (тоже вполне традиционной) эсхатологической повести «Перед взрывом», сильно выше среднего, осмысленная беспощадность стиля и оголенность интонации цепляют всерьез, а нарочитые недоговоренности заставляют думать и думать сильно после прочтения.
В общем, правильный тираж у книжки.
Дожить бы до времени, когда он неправильным станет.
Приди, приди, желанное.»
http://gazeta.ru/culture/2009/03/12/a_2956540.shtml

Как говорится, ППКС.

39 thoughts on “План Пути-Пучи – не наша победа

  1. регулярно причащаясь даров мудрости С.Соболева, не могу воспринимать серьёзно ничего, связанного с его именем.

    неужели же стоящая вещь получилась, при таком-то названии??

    фшоке.

    • Я очень ценю Покровского и считаю «Танцы мужчин» оправданием то ли русской фантастики, то ли русской литературы лет на десять в обе стороны.
      Новый роман немножко другого уровня, но представляет несомненный интерес.
      С Сережей я не согласен по очень широкому кругу вопросов, но его культуртрегерские заслуги несомненны и весьма велики.

      • несомненны скорее культутргегерские усилия — тут да, «E» for an Effort, как говорят у Них.
        что касается заслуг… тут мне требуется авторитетное мнение. Вам верю, но хотелось бы конкретики )

        • Для меня достаточно Покровского, которого не издает никто, а Сергей издает. Библиографии Лазарчука и Дика тоже чего-то стоят.
          Вы много знаете подвижников, реализующих подобные проекты на свои деньги, в далеко не столичном городе и без надежды не на успех даже — просто на отбивку части затрат? Лет 20 назад это было нормально, КЛФ, фэнзины, все дела, общий фон располагал. Сейчас он совсем не располагает — тем более при черноземном уровне доходов.
          А Сергей делает. Заслуживая как минимум мое горячее уважение.

  2. С 80-ых ещё годов читаю и ценю. И не понимаю, то есть совершенно, почему не печатают «большие издательства»? Впрочем, я много чего не понимаю. Покровский, Колупаев, Калмыков…

    • Очевидно, сочтены коммерчески безуспешными. Причем сочтены без участия извилин — на пальцах или чего там у маркетологов есть.

      • Что они кем-то сочтены коммерчески неуспешными — как раз понятно. А вот почему они призаны таковыми для меня не понятно.

        • У Покровского, очевидно, первая книга плохо продалась (спасибо обложке, я бы с такой сроду не купил, если бы автора не знал) — вот и списали. Калмыков с Колупаевым далеко. Щепетнев тоже (географически-то рядом, но все равно вне поля зрения) — хотя он более-менее простучался.
          То есть нет тут курса на методичное выбивание хороших авторов. Случайности и невезения.

          • Ну да, приблизительно и я так представлял себе картину. Но есть ведь издательства, которые не боятся наступить на чужие грабли и вобще любят неформат. Тот же «Форум». Могло бы получиться.

          • Ну, допустим, «Ветерану» «Форум» отказал. Как и еще два десятка издательств, хороших и разных.

          • Не, они как раз молодцы — обоснованно ответили и с сочувствием. Большинство же просто проигнорило.

          • Что ж… Ещё один плюсик (пусть и маленький) «Форуму». Нравятся мне это издательство.

  3. аналогии

    тактактак
    Игорь Тимофеев — Газета.Ру — Ъ …
    и тут по аналогии вспомнилось про Ameriky!

    я бы с удовольствием пересекся, но если завтра — скинь телефон, плз, а то он у меня остался в другом аппарате в другом городе

    • Re: аналогии

      Вот не надо грязи.
      «Америка» ждет хозяина.
      Телефон кидаю удаленным комментом.

      • Re: офф

        Так это Вы Игорь Тимофеев. Здравствуй, Игорек! Спасибо Вам, Игорь Тимофеевич, за хорошие слова, тронут, удивлен и с тем цинично удаляюсь в подполье, а то там цинично ждут.

        • Re: офф

          Здравствуйте, дорогой Владимир Валерьевич!
          Я с одной стороны, конечно, не Игорь Тимофеев и где-то даже наоборот, а с другой — аж дважды Игорь Тимофеев, так что фиг отвертишься. Но текст писался по-честному, и все хорошие слова в нем непридуманные.
          Всегда рад пособить чем возможно — и буду рад впредь.

      • Ой!

        Я тут подумал, может, Вы не меня имели в виду, когда между собой разговаривали? Тогда извиняюсь, напрасно встрял. Но вопрос остается в силе.
        Я про Пути-Пучи. Почему-то решил признаться, вот ерунда, совсем незнакомым людям.
        Расскажу, чего уж тут. Хотя вам, может, все это и ни к чему, но тут уж извиняйте. Моя первая жена, когда она еще была моей первой невестой, однажды, в случайном разговоре, не так расслышав мои слова «эти штучки» (зубы тогда были, а дикция, как отсутствовала, так и отсутствует), спросила:
        — Какие Пути-Пучи?
        И мы с приятелем принялись очень старательно вешать ей лапшу на уши — про страшную секретную секту, про квантовую теорию Пути-Пучи и про черт его знает что, а она вдруг,в общем-то, совсем не умная женщина (так мне до того казалось), вдруг соединила всю эту лапшу в стройную теорию. А когда потом ее не стало, я побещал себе, что напишу и издам «Пути-Пучи». То есть и раньше обещал себе, но это было не так серьезно. А тут Путин нарисовался. Да еще с моими инициалами. Кто ж издаст? Но все равно, сейчас я это свое обещание выполнил, и тем не менее недоволен, потому что прочитали только сто человек и романа на самом деле как будто и нет. И мне это жалко. Хотя чего жалеть, я и сам не понимаю.

    • Re: офф

      Вот тут и вживляется автор романа по фамилии lem_tolstoy. Мне просто интересно, что вы, парни, думаете о такой идее — недели на две вывесить роман у Мошкова? Совсем вывешивать не хочу, пока, все еще надеюсь где-нить что-нить издать, но недели на две, варум бы и нихт, то есть пуркуа бы и не па, или уж совсем по-русски, перке бы и но. То есть типа — а шо? И я все время поколёбливаюсь в этом направлении, типа не царское это дело. А хочитца.

      • Re: офф

        В.В., тут ведь два момента.
        Первый — в тырнете двух недель не бывает. Раз повесите — значит, навсегда. Пойдет гулять губерния абсолютно по всем пиратским библиотекам, файлообменкам и торрентам. Не то что это плохо, но это медицинский факт.
        Второй — нет ни гарантии, ни надежды, что такая публикация найдет читателя. То есть набегут, конечно, тысячи юнцов, которые немедленно засорят эфир всякими «КГ/АМ», «автор писать вроде умеет, но лучше бы не писал» или «старикам здесь не место». Но истинный читатель, на которого все мы всегда рассчитываем и закладываемся, может и не зацепиться.
        Лично мне сетевые публикации представляются не слишком оправданными. И если уж вывешивать, то на персональном сайте, а не в братской могиле текстов — чтобы была хотя бы иллюзия контроля над процессом (Лазарчук ведь, например, вторую «Кесаревну» после издательского кидалова как раз на своей страничке повесил — и бумажной публикации это вроде не помешало, да и теперь ставит на сайт тексты сразу после появления печатной версии).
        В любом случае, обсудить это правильнее всего с издателем — тем более, что у Сережи завидный тырнет-опыт.

        • Re: офф

          А может скинемся и издадим полновесный кирпич Покровского тысяч экземпляров 2-3-5? Кинуть клич, может, фантасты раскошелятся на 100 рублей? Володя, если читаешь, терпи и не ори.)

          • Re: офф

            Самое квалифицированное мнение по этому поводу имеет, наверное, Сережа, который как раз «Пути-Пучи» издал. Он сейчас разные раритеты нанотиражами выпускает, вот здесь можно глянуть: http://fantlab.ru/user13240/blog
            Я с удовольствием скинусь — хоть и понимаю, что речь далеко не о сотне с носа. Но боюсь, ни о каких тысячах экземпляров речи быть не может. В последние годы даже монстры типа «Эксмо» не в состоянии (за редкими исключениями) распродать 3-тысячный тираж увенчанных всем на свете забугорных шедевров. Прогнило что-то в датском.

          • Re: офф

            Понял. Я имел в виду хороший кирпич с парикмахерскими ребятами и пр. Тогда 1000. Мне кажется, тысяча в жж разойдется. Или я не прав?

          • Re: офф

            Ох. Боюсь, что нет. С одной стороны читалки, с другой — сталкеры с точками. Качественная умная фантастика в бумаге при таких исходных имеет мало шансов.

          • Re: офф

            До 100 экз я делал тонки книги, до 250 страниц объёмом. Толстые в переплете делать сложнее значительно, поэтому только по подписке делал, по сбору предварительному. Ну да, зарубежку, от которой по большому счету никому ни жарко ни холодно если где-то кто-то немножко прочитает десять экземпляров. То, что предлагает Андрей Саломатов, 1000 экземпляров всего Покровского, однотомник ПСС, это уже совсем други объёмы, совсем другая тема, я ее не вытяну. Сделать немножко экз — можно, а издать как положено — другим дорога открыта, несложно всё-таки если деньгами-то кто-то богат заказать в нормаьлном издательстве нормальную книгу тираж которой пойдёт по нормальным книжным каналам и будет в свободной продаже для всех желающих. Так дешевле получится, чем самим затеваться.

          • Re: офф

            Сережа, я это и имел в виду — издательство, переплет, художник.

          • Re: офф

            Может, «Шико» предложить? Это такое микроиздательство в Луганске. В Россию, правда, они в последнее время даже авторские не передают. 🙁

          • Re: офф

            Кому предложить? Зачем так далеко? Надо прикинуть, художника хорошего, знающего тексты Покровского, найти. Я бы хотел у себя иметь такую книгу. Думаю, дело даже не в деньгах или не столько в них, пошевелиться надо. Предлагаю шевельнуться.)

          • Re: офф

            Капитан, а сколько это в «Шико» будет стоить? А если серию затеять — турбореалистов, так сказать?

          • Я понял направление пути. АСТ (если сильно под контролем техпроцесс типографии вести), Эксмо, Снежный Ком-М, Армада, может быть питерская Азбука…

          • А сколько может стоить примерно 30-ти листовая книжка 1000 экз.? Картинку на переплете я сам сделаю. И верстку найдем, кто сделает. То есть, предпечатная, допустим, есть.

          • Я не занимался этим никогда в новое время, но вот буквально на днях специалисты рассказывали

            «Самая дешевая печать книги 384 стр (18 авторских листов) 3000 экз. — 40 руб\экз.»

    • Я за. Конечно, ПП — не лучшая книга Покровского, но, во-первых, она заметно лучше подавляющего большинства новинок очень неурожайного года, во-вторых, есть же соображения совокупности.

      • Осталось уговорить невесту.
        Т.е. найти подходящего субъекта выдвижения… за оставшиеся пару дней проблематично.

Добавить комментарий для discoursf Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *