Oops, I did it, эгей

В выходные я дочитал «Темную башню» Стивена Кинга, каковое достижение склонен считать лишним подтверждением собственной целеустремленности, выдержанности и дуроватости.
Безусловно, обойтись без этого было невозможно: нельзя бросать дело на полпути, тем более на дважды пройденном полпути (после выхода четвертой книги я заново перечитал первые три, потому что ни фига из них не запомнил).
Безусловно, глупо излагать свежие впечатления о давно напечатанной эпопее — особенно если при этом обходить спойлеры.
Тем не менее, два слова брякну.
Первое и главное: литературные проекты со сквозным сюжетом не должны быть такими затяжными. К пятой книге не только читатели, но и сам Кинг отчаялся выйти на финишную прямую. Предприятие все больше напоминало мне британский, кажется, сериал Unknown War, бесспорные достоинства которого в моем детстве убивались двумя обстоятельствами — тем, что его показывали вместо мультиков и прочих куда более достойных подросткового внимания передач, а также предпосланным русской версии проекта эпиграфом из Л.И. Брежнева. Тот сериал казался мне скучным и бесконечным. Сейчас не кажется — что заставляет с ужасом представить, как лет через 20-25 я буду с интересом перечитывать Dark Tower.
Но здесь и сейчас (точнее, в штате Мэн несколько лет назад) на выручку пришли чудо, изобретательность и воистину американская простоватость. Сперва спас Голливуд: «Волки Кальи» стали двойной кинокалькой — с «Великолепной семерки», рисованной, как известно, с «Семи самураев», — отчего приобрели стройность и жанровую определенность, совсем потерянную в прочих частях (пятая книга, кстати, и заставила меня дочитать все до финала). Потом подключилась психоаналитика: автор купил многих читателей (меня точно) тем, что сделал Стивена Кинга героем собственной книги, причем героем не геройским, не основным, не самым симпатичным и вполне смертным. Безусловно, столь клиническая постановка вопроса породила кучу боковых эманаций, среди которых можно отметить попытку Кинга пристегнуть к «Башне» еще несколько своих книг, формально никак не касающихся эпопеи (по ходу автор взялся уравнять самые слабые свои книги вроде «Безнадеги» или «Сердец в Атлантиде» с клаассическими «Жребием Салема» и «Оно»). Тем не менее, попытку можно считать засчитанной.
Автор худо-бедно справился с сюжетом, спарил множественные потери с хэппи-эндом, многословную высокопарность изложения с никчемностью цели и мелкотравчатостью философии, а бесконечность повестования с закольцованностью развязки. Стрелок дошел до башни, его спутники ушли в лучший мир, читатель с облегчением вывалился из затянувшейся пурги (не зарекаясь при этом впадать в новую пургу, накрученную мэнским мечтателем), Кинг вытравил из себя очередной кусок боли, накрывшей его вместе с колымагой чокнутого соседа.
Все довольны, все смеются, все свободны, всем спасибо.
Тезис «Каждый имеет право на странности, особенно если за них хорошо платят» можно считать доказанным.
Попробуем это учесть.

5 thoughts on “Oops, I did it, эгей

  1. Ну, не знаю, я «Сердца…» считаю одной из самых замечательных книг Великого и Ужасного. Впрочем, остальные как-то не читались, а уж «Тёмная башня» совсем не покатила — кроме «Стрелка» ничего не читал и не хочу.

      • Будете смеяться — но совсем не помню, о чем. Помню, что читал одновременно с «Долгой прогулкой» — и этим воспоминания исчерпываются.
        Значит, есть резерв для повторения.

    • «Сердца» (их первая, ключевая часть) мне показались чересчур похожими на прочие квазидетские книги автора — в первую очередь «Тело» и «Оно» (хоят гимн «Повелителю мух» добавил симпатий к Кингу). Правда, страшно понравилась новелла про балбеса, наложившего на себя нищенскую епитимью. Но на эту часть, если не ошибаюсь, приходилось всего-то процентов 15 общего текста.
      У меня-то приоритеты как-то иначе сложились — видимо, в силу собственной политической заточенности, а также последовательности изучения. Любимейшей осталась вполне середнячковая «Мертвая зона» (потому что ее в «Иностранке» прочитал еще в 80-е — и был просто потрясен), потом «Сияние», «Мизери» и разнообразные повести-рассказы. При том, что я собрал решительно все, что вышло из-под кингова пера (кроме «Бурои столетия», той бейсбольной книжки и непереведенного бахмановского Blaze), и многое читал неоднократно.
      Кислое отношение к «Башне» диктовалось еще и нелюбовью к фэнтези, духом которого цикл перепитан. В результате наилучшей частью мне представляется «Извлечение троих», в котором Кинг демонстрирует сильную сторону: очень реалистично демонстрирует эффект сокрушительного столкновения нудной повседневности с полной небывальщиной. Потом начинается возведение небывальщины в квадрат и куб — и тут автор плывет, а читатель тоскует.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *