Кино ни для кого

Смотреть «Гарпастум» сильного желания не было, доленился до телепремьеры — и не пожалел, что взялся. Хороший фильм. Герман для бедных, натурально — красиво, но попроще. Но на сердце и глаза ровно лег, приятно.
С учетом последних фестивальных побед «Гарпастума» можно себя жалеть за впадение в мейнстрим, можно фестивали хвалить за то, что иногда правильно делают. Кому как удобней.
Дальше самое интересное. Решил я узнать кассу «Гарпастума». Для чего полез на сайт «Кино России» (www.kinoros.ru), который делает Андрей Чертков (chert999).
Значит, «Гарпастум» собрал $158 529. То есть денег заведомо не отбил (даже если принять, что молодые актеры получили копеечные гонорары, следует согласиться с тем, что реклама на ТВ и на Тверской чего-нибудь да стоит).
Очевидно, прокат ни на что другое и не рассчитывал — раз фильм выпускался на 14 копиях.
Для сравнения — «Дневной дозор» (сборы — $31,89 млн) вышел 518 копиями,
«Сволочи» ($9,64 млн) — 355, а, допустим, не самый амбициозный «Солдатский декамерон» ($366 688) — тиражом в 79 экземпляров.
Последний пример показывает, кстати, что на «Гарпастум» шли куда активнее.
Но это все конь бледный по сравнению вот с чем. Оказывается, в России масса фильмов снимается вообще непонятно для чего. То есть продюсер дает деньги, режиссер привлекает актеров, в том числе не последнего разбору, делается картина — судя по кадрикам, не всегда копеечного качества. Потом она выпускается в прокат 2 (двумя) копиями, не поддерживаясь никакой рекламой либо заборными афишами, собирает 3 раза по ползала и благополучно выбрасывается на помойку.
Ну, может, еще на DVD выпускается, чтобы быть выставленной в «Ашане» за 65 рублей.
И таких фильмов куча.
Например, военный боевик «Противостояние» (режиссер Виталий Воробьев, в ролях: Кирилл Плетнев, Татьяна Арнтгольц, Ян Цапник). Вышел в прокат 23 февраля. Двумя копиями. Собрал $935. Прокат продолжается.
Про трагикомическую мелодраму «Собака Павлова» (режиссер Катя Шагалова, в ролях Елена Лядова, Николай Иванов, Сергей Качанов) хотя бы газеты писали. Что не спасло: 1 копия, сборы $800. С 1 декабря прокат, между прочим.
Есть просто дикие варианты — когда гнобится проект известного, хоть и маргинального режиссера («Требуется няня» Ларисы Садиловой, катается 3 копиями со 2 февраля, заработала $3895). Или фестивальный триумфатор Ильи Хржановского «4» (катается с 6 октября 3 копиями, собрал $4 тыс.; провидческий талант прокатчиков потрясает: я бы на их месте тупо сделал 4 копии и запустился 4 апреля — но фиг бы собрал ровно 4 штуки).
В принципе, все это можно объяснить нежеланием создателей элитных картин опускаться до ширнармасс. Но есть ведь и вполне народные, хотя бы по кастингу, фильмы — которые уминаются в тот же наперсток.
Психологическая драма «На Верхней Масловке». Режиссер Константин Худяков, в ролях Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов. Вообще-то. С 3 ноября крутят. 1 копию. Полторы штуки баксов накрутили.
Или драма с элементами триллера «Город без солнца» Сергея Потемкина. Главных героев левые какие-то ребята играют, но третьим указан Сергей Безруков. С 9 февраля картина доступна, в 2 точках. Общие сборы: $1003. Понимаете — это Безруков, уже сыгравший не только Сашу Белого, но и Есенина с Иешуа, раскрученный не хуже планеты Земля, на века. Под его имя можно любые бюджеты поднимать и любые бабки рубить, хоть он в 2-секундной камее появится. Я уж не говорю о том, что даже 2-секундная камея Безрукова обойдется создателям фильма в сумму, в десятки раз превышающую сборы данной картины.
Объяснить обнаруженный феномен, по-моему, можно только одним способом. Кинематограф, не аффилированный с телекомпаниями, способными порвать бокс-офис не только дозорами и ротами (вполне достойными), но и откровенной дрянью, остается инструментом отмывания денег. Папик дает бабло режиссеру — либо чтобы уйти от налогов или следаков, либо чтобы похвастаться: я тут кино дал снять, с Фрейндлих и Мироновым, прикинь.
Будущее денег и выращенного на них продукта никого не волнует.
Самое обидное — что мне, например, ни один из перечисленных фильмов смотреть не хочется.
Похоже, я уже стал жертвой выпестованного маркетологами приема: «Если вещь не рекламируют, она не достойна ничего».
Жалость-то какая.

2 thoughts on “Кино ни для кого

  1. 🙂 Неужто только сейчас обнаружил? Кино как способ отмывания денег в России используется как минимум с середины 90-х…

    • Потому и сказано: «остается инструментом отмывания денег». И не с середины, а самого старта 90-х. Просто было ощущение, что с приходом новой прокатной эпохи эта практика сгинула. Ощущение оказалось ложным.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *