Это как-то нехорошо

Видным фигурантом издательского бума, случившегося на закате Советской власти, было ВТО МПФ — объединение молодых фантастов при "Молодой гвардии". Издательство, давно ставшее поставщиком УГ, почуяло, что окончательно проигрывает историческую битву Стругацким и прочему мировому сионизьму, антисоветизьму и литературному вкусу – и взыграло комсомольским бизнесом. ВТО МПФ с центром в Новосибирске, а потом аж в Тирасполе, объединило огромную кучу всего на свете, от ушлых дельцов с комсой до наивных МТА и опытных уже авторов, уставших писать в стол, и принялось шлепать мегатиражные сборники отечественной в основном фантастики чудовищного в основном качества. На несколько десятков «Румбов фантастики» приходится пяток-другой неплохих текстов (Филенко, Лукин, с оговорками – белорусы, Бушков да Логинов), остальное – катастрофа. Уж на что я, допустим, был упертый любитель, скупавший все без разбора – и то на третьем сборнике остановился навсегда.
Ну было и было – чего вспоминать-то. А Виталий Пищенко вспомнил – и начал писать мемуар: http://www.fantlab.ru/user33600/blog
Пищенко был главным в ВТО и, что характерно, даже в самые бурные годы считался не только умелым организатором, но и порядочным человеком. Отзывов о его писательском мастерстве я не встречал, но некоторое представление составил благодаря мемуару. "Былые недостатки, связанные с некоторой «газетностью» стиля, Елена уверенно «выкорчевала»" — короче, ад и «Савраска» образца 78-го. Читать очень тяжело, однако стоит. Ради таких вот моментов:
"Год 1989-й. Краков. Встреча со Станиславом Лемом. (…) Выждав момент, решаюсь сменить тему разговора. Говорю, что возглавляю одно из самых крупных и успешных негосударственных издательств Советского Союза, интересуюсь, не согласится ли пан Станислав издать что-нибудь в наших сборниках? Ответ классика запоминается на всю жизнь: «Я знал, Виталий, что этот вопрос возникнет. Более того, подготовил для вас кое-что. Но сегодня ночью мне позвонил из Нью-Йорка Исаак Азимов и сказал, что у вас не очень складываются взаимоотношения с братьями Стругацкими. Это как-то нехорошо… Я должен подумать…»"
По-моему, просто красиво. Очень.

35 thoughts on “Это как-то нехорошо

  1. А по-моему, в этом всем очень множечко антисемитизма. Еще больше, если подумать, рукопожатности/совестливости/неполживости и прочего.

    • Про нынешнюю, боюсь, через четверть века и того не скажут. И это наполняет наблюдателя неудержимым оптимизмом.

      • Почему не скажут? Знаю нескольких человек из тусовки, собирающих наблюдения для будущих мемуаров. Я сам собираю и тихонько охреневаю от результата.

          • Сейчас возможностей для общения больше, чем в советские времена, западные писатели приезжают чаще, книг у фантастов выходит тьма, количество авторов возросло на порядок — тусовочная жизнь кипит и количество давно перешло в качество.

          • Ага. Качество, которому можно доверять. Меня тут просили рекомендаций, чего можно почитать из нашей фантастики, изданной в последний год-два.
            Впрочем, ладно.
            А тусовочная-то кипит, кто бы сомневалси. Только основа сюжета — конфликт. а конфликты ноне жиденькие либо неописуемые.

          • У Пищенко и того нет. Ну, написал Медведев невнятный абзац про братьев-писателей, ну, выписал Бабенко образ Казанцева в «Игоряше» — этого сейчас пруд пруди, не конфликты и есть. Свиным навозом никого прилюдно не поливали как Быков, пальцы не отрывали как Кашину, даже не сажали друг друга как Кивинов меня посадил, а потом в своей книге обгадил. Не было в советской писательской среде сильных конфликтов.

          • >>даже не сажали друг друга как Кивинов меня посадил

            Впал в шок, затем в кататонию. Я не знал этого эпизода литературного процесса.

          • Я, кстати, подробностей — что именно Пименов, — тоже не знал. Это в рамках той твоей легендарной ходки, или позднее уже?

          • Это первый заезд в Кресты в мае 1995 года, без которого убойному отделу вполне можно было бы обойтись.
            Легендарный и по делу был в 1997-м.

          • Поверьте, я и не собирался выпытывать ни подробности, ни даже «в общем». Я просто впал в шок, потом в кататонию.

          • История как история. В этой нашей творческой среде за девяностые накопилась масса куда более суровых коллизий.

          • Юр, ну это все-таки не в рамках литпроцесса, хоть смежности отрицать не могу. А вот разоблачение фашистской подоплеки сверхсветовой скорости или там десант ЦК ВЛКСМ, россыпью прибывающий на фантсъезд, чтобы сорвать нежелательное обращение к генсеку — это вполне себе помянутое русло.

          • Ну, комсомольский десант — выходка одного ряда с инициацией возбуждения уголовных дел активистами молодёжной партии «Идущие вместе» против Воробьёва aka Баян Ширянов и Сорокина. Такая же околитературная, только современные закончились обысками и судами.

  2. такие мемуары будоражат память, сразу вспомнилось:

    Бетонный лес гудит в потемках…
    Моя безликая страна,
    Ответь мне: на каких обломках
    напишут наши имена?!

  3. помню я эти книшки с крылатым мужуком, кое-что даже покупал. был, в частности, сборник поляков, в котором я впервые прочитал Сапковского, пара-тройка новелл про Ведуна (он же Ведьмак). Любопытно, что потом тот же Пищенко эксплуатировал этого «ведуна» в какой-то мутной повести.
    Но хорошие вещи там всё же были — кроме упомянутых, до сих пор помню сказку Далии Трускиновской «Дверинда».

    • Я, кстати, из-за того же сборника Сапковского и не читал. Сунулся, понял, что ничего там хорошего нет — и рукой махнул.
      Ответственно своей головой я запомнил всего одну хорошую вещь — «Шествие динозавров». Остальных дописал по принципу «Эти обычно не лажают». А Трускиновской, кстати, до сих пор ни строчки не читал, позор на мои седые.

  4. А мне этот мемуар понравился тем, что автор пишет простыми и спокойными словами о том, о чем многие прочие шипят, плюются желчью или многозначительно закатывают глаза, пряча суть за фигурами умолчания. Эти эмоции сильно утомляют. А тут очень правильная тональность.

    • Я спокойствие тоже оценил — оно вполне симпатично и позволяет использовать фигуры умолчания в количествах, о которых плеватели могут только мечтать. Но стиль, конечно, убийственный. Одни кавычки чего стоят — я и думать не мог, что носители этой дисфункции еще в строю. Сразу Конецкий вспомнился:
      «Испуг перед княгиней Марьей Алексевной доходит до такой степени, что после космического полета Шаталов пишет: «Вот какой я сделал для себя вывод, „выйдя сухим из воды»». Он боится, что его приключения в космосе клинические идиоты-читатели могут спутать с морской купелью, а откуда вода в космосе? Нету там воды? Нет! Тогда загоним в кавычки и «выйдя сухим из воды».»

      • Обожаю такое делать. Люблю редакторов. 🙂 Это как Ростропович рассказывал: помогал он Шостаковичу с партитурами и однажды осмелился заметить: «Д.Д., а вот у вас тут у труб ну так низко, это же физически трудно…» — а Шостакович и говорит человеческим голосом: «Но вы знаете, как это смешно представлять: трубач надувается, краснеет, у него выпучиваются глаза…»

      • Писать, конечно, не умеет, но для мемуаров это обычно, корявости-казенности ожидаются. А вот за кавычки не согласен. Они такой же хрономаркер как яти.

  5. Что касается писательского мастерства… Пищенко – соавтор локального детско-юношеского хита «НЛО из Грачевки». Второй соавтор – Михаил Шабалин, впоследствии известный н-ский астролог. Знающие люди сказывали: лучшее, что есть в повести – именно от Шабалина, и вообще он изначальный автор, а Пищенко лишь «доработал» текст и – будучи в прошлом комсомольским функционером – помог протолкнуть его в печать. Других заслуг перед литературой за ним вроде бы не замечено. А за ссылку спасибо.

Добавить комментарий для colonelrabin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *