«Эра Водолея». Рецензии

Газета «Время новостей», 28 июня 2006 года

Журналы есть — обзора нет
…Можно ведь и не оповещать о своей стопроцентной экспериментальности плакатом с аршинными буквами. Проза «Нового мира» (№6), к примеру, состоит из романа (страниц на сорок) Евгении Мальчуженко «Эльфы в городе» (по сравнению с прошлогодним дебютом сочинительницы — пошлейшей повестью «Крупа и Фантик» — эта улыбчивая безделушка может даже показаться съедобной), поэмы (слушайте! слушайте! новый Гоголь родился — он же Веничка Ерофеев) Марии Ботевой «Что касается счастья (Ехать умирать)» (честное слово, прочел, но, кажется, достаточно заголовка вкупе с авторским определением жанра), повести Марианны Гейде «Энтропия» (и опять заголовок с лихвой покрывает текст) и опуса Линор Горалик «Говорит:». Проза «Знамени» (№6) — это трактат Андрея Левкина «Счастьеловка» (далось им это самое счастье!), «рассказы стихийного философа» Виктора Коваля «Разговор о понятиях» и повесть Шамиля Идиатуллина «Эра Водолея» — единственное сочинение, в котором можно обнаружить какой-никакой сюжетец. Не слишком, впрочем, богатый — в одном из глухих районов Татарстана обнаружили особенную воду, под воздействием которой жители, начиная с главы администрации, превращаются в драконов — но и на том спасибо. Хоть какой-то, но ход, хоть какая-то, но попытка синтезировать жанры (повесть начинается в «деловитом» административно-политическом тоне), хоть какое-то, но внимание к читателю, которому вроде бы должно быть элементарно интересно. Большего уже не просим! Потому и за полторы придумки в «эльфийском» изделии Мальчуженко хочется поставить жирный плюс.
Вру, не хочется. У Идиатуллина и Мальчуженко, на мой взгляд, доминируют та же вычурность, та же «недоделанность», то же многозначительное подмигивание, что и во всех остальных исповедях горячих сердец и плодах унылого раздумья, коими нас одарили три ведущих литературных журнала. Не сговариваясь…
Андрей Немзер

Интернет-газета «Взгляд», 13 октября 2006

Мясо под соусом
…Повесть Шамиля Идиатуллина «Эра Водолея» (№ 6) начинается как производственный роман с элементами политической сатиры, а завершается как чистая фантастика. Последнее немного огорчает: ящеры давно знакомы читателям и даже успели им поднадоесть, а, например, Главный Федеральный Инспектор зверушка куда более занятная и неизученная. Шамиль Идиатуллин упустил шанс стать «татарским Артуром Хейли», прельстившись банальными эффектами и кроткими динозаврами. А жаль…
Кирилл Анкудинов

Журнал «Континент», №129

Художественная литература и критика (Первое полугодие 2006 г.)
…А вот у москвича Шамиля Идиатуллина в повести “Эра Водолея” (“Знамя”, № 6) получилась крутая антиутопия на тему о перерождении человека как вида в… ископаемого ящера. В татарском райцентре начали качать воду из недр земли — и оказалось, что в ней есть активные вещества, которые трансформируют человека и делают его каким-то кентавром, ящером с человеческим сознанием. Идиатуллин умело опрокидывает эту ситуацию в современный политический контекст, связанный с играми в управляемую демократию, с засильем политтехнологий, с общей брутальностью российской власти. Получился наполовину политический памфлет о молодом карьеристе, который неожиданно для себя получает новые возможности карьеры…
Евгений Ермолин

Вернуться к описанию книги